Мракобес полагает, будто самоопределение — рычаг разрушения богоспасаемых империй (а любая ревоЛюция — дочь Люцифера). Удобная логика, обкатанная еще в 19м веке Священным Союзом.
.
"Ну вот же, вот же," — тычет пальцем мракобес, "Ленин сначала выдумал Украину, а потом отпустил её восвояси!" — В результате получили Парубия. Спасибо вашему Ленину — заложил под нас атомную бомбу.
.
Сперва такие "рассуждения" вызывают сочувственную усмешку. Но, если учитывать предельно реакционные настроения российского капитала, смеяться мы однажды перестанем.
.
Так что же имел в виду Ленин? Ну если по-пацански?
.
А Ленин и, между прочим, Сталин говорили вот о чём:
— Самоопределение вплоть до отделения? Базара нет, пожалуйста, Но с маленькой поправкой. Это должно быть п р о л е т а р с к о е самоопределение. То есть да, самоопределение нравится большевикам — как инструмент уничтожения обреченного буржуазного государства. Но вовсе не как способ к о н с е р в а ц и и буржуазного государства или создания нового, мелкопоместного буржуазного государства. Зачем менять шило на мыло?
.
Помните золотое правило — всегда ставить вопрос: "Для кого? В чьих интересах?"
Если от "тюрьмы народов" буржуазно отделился, скажем, мусаватистский Азербайджан, то простому трудящемуся от этого ни горячо, ни холодно. Отделился и отделился.
Какая трудящемуся разница, будут его угнетать великорусские олигархи или великотюркские олигархи?
А вот когда в Азербайджане появляются 26 бакинских комиссаров, настроение у рабочего Востока меняется. Потому что вслед за комиссарами однажды обязательно пожалуют Красная Армия с Кировым и Орджоникидзе.
Причем придут они не только в буржуазный Азербайджан, но и в соседнюю буржуазную Армению, чтобы с помощью азербайджанских и армянских коммунистов выгнать из обеих "независимых" республик как иностранных буржуев, так и местных дашнаков-мусаватистов. Нравится это международному сообществу или не нравится, но на Кавказе должна победить советская власть, а следовательно — дружба между народами. Заодно будет положен конец армяно-азербайджанской резне.
.
Тем не менее этот принцип не универсален. В природе вообще нет ничего постоянного, линейного, неподвластного законам диалектики. Так вот когда в каждом из отколовшихся фрагментов буржуазного государства большевики берут власть, тогда принцип "самоотделение вплоть до отделения" перестает работать. Центробежное начало меняется на центростремительное. Потому что пролетарским нациям (прогнавшим своих барыг) в одиночку никак не выстоять. Уцелеть в борьбе с мировым капиталом эти вчерашние пролетарские сепаратисты могут, только перестав быть сепаратистами, объединившись в единую республику советов. В Советский Союз.
.
Ну а если потом та или иная пролетарская республика захочет отделиться от пролетарского государства, — спросите вы?
— А зачем? — оборвет вас товарищ Сталин.
Зачем пролетарской, советской республике выходить из состава единственного в мире советского государства?
Не затем ли, чтобы восстановить частную собственность на средства производства, а вместе с ней — власть помещиков, капиталистов, мракобесов, националистов?
Не затем ли, чтобы развязать новую резню — между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами, узбеками и киргизами, таджиками и таджиками, молдаванами и русскими, русскими и украинцами?
.
Понятна логика?
Любое явление рассматривается д и а л е к т и ч е с к и, через призму классовой борьбы. И потому отделение буржуазной, панской Украины от шовинистической, капиталистической Российской Империи — это совершенно не то же самое, что выход УССР из СССР или провозглашение независимости от Украины Донбассом.
Не бывает "просто так" сепаратизма.
Сепаратизм не хорош и не плох. Для нас он в такой же степени объективен, как любое явление природы.
— Сепаратизм может быть инструментом борьбы буржуазии против буржуазии (эта борьба тоже может быть прогрессивной, а может — наоборот). Всплеск чего-то подобного мы наблюдаем сегодня. Кстати, родовые схватки аналогичного сепаратизма (даже география та же) сотрясали планету перед 1914.
— Сепаратизм может быть инструментом борьбы буржуазии против пролетариата.
— Сепаратизм может быть инструментом борьбы пролетариата против буржуазии.
— Сепаратизм не может быть инструментом борьбы пролетариата против пролетариата, потому что если этим двум пролетариатам есть что делить, значит, какой-то из них — не пролетариат. А может быть, и оба.
.
Однако во всех случаях это разные сепаратизмы, которые должны оцениваться по-разному.
Формальное сходство между яблоком и воздушным шаром не гарантирует родства между ними.
.
Вот поэтому нельзя чохом поставить в одну шеренгу Донбасс, Каталонию, Северную Ирландию и Квебек.