Правда всегда одна...

Cтарейший педвуз страны гробят сознательно

Письмо Евгению Юрьевичу Спицыну от студента географического факультета МПГУ.

"Евгений Юрьевич, здравствуйте! Меня зовут Евгений ***, я — простой студент теперь уже второго курса географического факультета МПГУ. Впервые узнал о Вас из программы на «Царьград ТВ», где Вы участвовали в дискуссии с А. Л. Семёновым — ректором вуза, где я обучаюсь. После чего я стал интересоваться Вашей гражданской позицией по состоянию образования в современной России. В связи с этим хотелось бы выразить Вам благодарность за то, что Вы всеми силами пытаетесь остановить разрушение самой лучше в мире системы образования — советской системы! А вот буквально на днях узнал, что Вы готовите фильм о том, что творится в образовании и науке в настоящее время. Поэтому хочу с Вами поделиться своими соображениями на этот счёт. Попытаюсь наиболее полно изложить свои мысли по поводу школьного образования и высшего педагогического образования, а также отдельно попробую рассказать о проблеме преподавания географии.

В прошлом году я с отличием окончил обычную школу в подмосковном Ступине, как и все, сдавал ЕГЭ. Подготовка к этому экзамену началась ещё в 10 классе, когда мне стало совершенно ясно, что пройти весь курс географии, обществознания или математики, да ещё и хорошо подготовится к сдаче этих экзаменов в условиях нынешнего распределения часов – просто нереально! Если к географии я ещё более-менее подготовиться сам мог, то вот для сдачи других предметов пришлось нанимать репетиров, что для моей семьи было довольно сложным экономическим испытанием (живу с бабушкой, которая 2 года на пенсии и мамой — она медсестра в детском саду). Пришлось как-то экономить, в чём-то себя ограничить, но это — не главное! Учителя в школе не разбирали с нами сложные задания, они фактически натаскивали на тестовую часть, выполнив которую выпускник имеет минимальный балл, а значит, получает аттестат. И я их прекрасно понимаю, т. к. если бы, например, мне уделяли больше времени в разборе сложных задач, то одноклассники просто-напросто завалили бы экзамены. В конечном итоге сдал я ЕГЭ, как сам считаю, неплохо; суммарно — 241 балл по трём предметам. Но вот что, как мне кажется, особенно затруднило мою подготовку к русскому языку – так это просто катастрофически маленькое число часов в 10-11 классах: 1 час в неделю, при том что на английский язык уделялось 3 часа в неделю. Мы – граждане какой страны?! На изучение родного языка дают часов в 3 раза меньше, чем на иностранный! Это, на мой взгляд, очень печально...

Я наивно полагал, что катастрофа лишь в школе! Поступив на бюджет в МПГУ на геофак (куда, кстати, мечтал поступить ещё в 8 классе), я не менее сильно ужаснулся. Первые две недели сентября мы не учились вовсе! Ректор Семёнов совместно со своей женой Булин-Соколовой Еленой Игоревной (которая работает в МПГУ в Институте детства) придумали т. н. «погружение», т. е. для адаптации вчерашних школьников в вузовскую среду нужно их постепенно влить в эту среду, используя при этом всякие развлекательные методики. Доходило даже до танцев! И это только на геофаке такое «погружение» заняло две недели, многие студенты-первокурсники других факультетов и институтов весь сентябрь пели и плясали вместо посещения лекций и семинаров. Часть преподавателей геофака просто возмутились, назвав всё это «детскими играми». Но это часть беды. Посмотрев на своих однокурсников, я к своей печали обнаружил, что похожей мечты, как у меня (а я с детских лет грезил стать профессиональным учителем географии), нет почти ни у кого, подавляющая часть этих ребят поступили только ради диплома о высшем образовании.

Что дальше? А дальше мои потрясения продолжились! Оказалось, фундаментальной географии нас учить не собирались! В учебном плане сократили всё, что можно! Преподаватели были бы рады давать нам много, ведь на нашем факультете всё-таки ещё сохранилась та старая гвардия советских педагогов, но часов не давали. Доходило до того, что физкультуры и английского языка было больше, чем землеведения (а это – основа физической географии), психологии и педагогики. В таких условиях мне пришлось вставать на рельсы самообразования, чем я и продолжаю заниматься до сих пор.

Второй семестр начался с практики в детском саду. Так и не понял и, наверное, не пойму никогда, зачем мне, будущему учителю географии, вытирать сопли дошкольникам! Но жена ректора – Булин-Соколова – решила, что это новаторство очень необходимо... Полевая практика, которая для географа всегда была одной из самых основных, в МПГУ также пострадала: сократили дни практики, на базу в Тарусе средств почти не выделяется. Дошло до того, что руководителю практики за свой счёт пришлось купить комплекты пастельного белья для студентов! Подводя итог, хотелось бы отметить, совсем недавно я узнал, что учителей отдельных предметов хотят не готовить вовсе, а предлагают сделать единого учителя для всех дисциплин, т. н. учитель основной школы. Всё это убивает педагогическое образование нашей страны, а, значит, ставит под угрозу суверенное будущее нашей Родины!

И немного о преподавании географии. Эта дисциплина пострадала сильнее всех, на мой взгляд. Часы сократили до ужаса! Учебники просто отвратительные. У моей бабушки сохранился учебник за 7 класс, я его полистал и обнаружил, что многое из того, что там есть, изучалось мной только на первом курсе вуза. Думаю, Вы знаете, что в прошлом ноябре прошёл Всероссийский диктант по географии. Более половины страны написали его на двойку! Статистика говорит, что старшие поколения написали этот диктант лучше, чем сегодняшние школьники. Думается, и в других дисциплинах итог будет похожим. Поэтому, я считаю, нужно переводить образование на старые советские рельсы, когда все учились не для сдачи ЕГЭ, а для того, чтобы знать больше, много читали – чтобы были самыми образованными в мире. Если всё это не поймёт власть, то потребности нашей жизни сведутся к тому мультику, где две лягушки говорят: «Поспали? Теперь можно и поесть! Поели? Теперь можно и поспать!» Общество деградирует, и мы полностью станем зависимыми от стран Запада...

Ещё забыл рассказать про общежития МПГУ: мест для студентов не хватает, особенно после присоединения Шолоховского вуза, более того, многие места занимают люди, которые приехали на заработки в Москву, но платят заведующей общежитием в 2-3 раза больше студентов.

***

Остановить деградацию