Гражданская война, как объясняли классики марксизма, идет в любом классовом обществе. Вопрос лишь в том, с какой силой. Вырвалась на поверхность или не вырвалась? Видно или не видно? Гражданская война в США тоже идет. Ее не обязательно привязывать к 1861 году, но противостояние, принимающее иногда самые причудливые формы, (беспорядки на расовой почве, бодание фермеров с корпоративным государством) гораздо старше, чем конфликт коллективного Трампа и коллективного Байдена.
Война эта напоминает спящий вулкан, извергающийся иногда одиночным злодейством Тимоти Маквея или настоящими баррикадами, как было в Неваде в 2014м или в Орегоне в 2016м. У нас тогда шутили про Орегонскую Народную Республику. А ничего смешного-то нет. Где нет своего вулкана теперь?
Классы могут не осознавать свои интересы, но подспудного клокотания магмы это не отменяет. Просто можно игнорировать физику процесса, списывая каждый протест на дедушку-Сороса, россиянку или англичанку, а можно смотреть в корень, выявляя истинные причины немотивированной, казалось бы, ярости.
И тогда станет ясно, что причины эти связаны со способом производства, с неизбежными для капитализма противоречиями. Теми, что ведут к колоссальному неравенству, эксплуатации, безработице, бедности и войне.
Тогда мы перестанем выбирать в чужой драке сторону для сочувствия. Мы будем сочувствовать причинам, вызывающим драку. Не забывая, что и сами находимся под воздействием тех же самых причин.
Важны цифры. За Трампа 85 миллионов американцев. Около 5% одобрили прогулку по Капитолию. Это 4,25 миллиона. Если хотя бы 3.5% из них поддержат акты неповиновения и вооруженную борьбу — это 150 000 человек. Тут никакого ФБР не хватит, чтобы отследить всех “одиноких волков”.