Правда всегда одна...

ПЕРЕЗАХОРОНИТЕЛИ

Часто приходят идиоты со Спутника Ипподрома, едко вопрошающие: "А че, против Рамзана придворным коммунякам слабо пасть раскрыть?"
"Схавали за Сталина? Схавали за Ленина?"

Дорогие друзья, в 2000м году после выхода фильма "Рай под сенью сабель" мне едва не припаяли дело за разжигание межнациональной дружбы. Благо статья соответствующая тогда еще не была обкатана. В "разжигании" меня обвиняла чеченская община Екатеринбурга.
Надо сказать, обвиняла совершенно заслуженно. Именно поэтому тот фильм я никогда больше не демонстрировал полностью и не продемонстрирую.
Именно поэтому, а не потому, что переобулся.
Не переобулся. Изменил точку зрения.
.
Вернувшись из лежащего в руинах Грозного, я привез с собой и сложил на монтажный стол то, что слышал на каждом шагу — непреодолимую взаимную ненависть, ненависть, допускавшую только полное уничтожение противоположной стороны, без оглядки на возраст и пол. Врагами становились не военнослужащие и террористы, врагами становились народы.
"Чеченцы неисправимы", — неслось с одной стороны.
"Русские неисправимы", — неслось с другой.
В такой логике не остается никаких рецептов, кроме бесконечного кровопускания.
.
В горах, на чеченско-дагестанской границе мы разговаривали с седым аварцем, ветераном НКВД, который в 40-е участвовал в ликвидации бандподполья на Кавказе и объяснял нам на пальцах, почему проводились депортации. На стене в его сакле висел портрет Шамиля. Старик говорил, что отдал бы душу за Сталина и делился своими "рацпредложениями" по поводу того, как стоило бы решать проблему сегодня. Вот только от его идей волосы у Сталина наверняка встали бы дыбом. Такое нельзя было показывать в фильме. А я показал.
.
Это была первая война в моей журналистской биографии. Я увидел её по касательной, глупым, незрелым человеком, который ничего еще понимать не мог. Тысячи таких же молодых людей в те годы легли в землю, так и не успев осознать, за что они убивают друг друга. Потом были другие войны. В них участвовали другие народы.

Но ненависть, ненависть оставалась константой. Она не зависела от этнических и географических параметров, но была уже очень знакома мне. Эта ненависть ведет всех, "и побежденных", и "победителей" в багровое болото, из которого не выберутся ни те, ни другие.
.
Ненависть не просто одинакова. Она имеет универсальный корень, который очень трудно различить, но который имеется всегда и который абсолютно не связан ни с какими антропоморфными или культурными характеристиками. Ненависть имеет классовую природу.

Если говорить совсем коротко и просто: ненависть необходима капиталу, имущим классам любого общества, для стравливания нарастающего давления в классах неимущих. Паны дерутся, у холопов трещат чубы. С той лишь поправкой, что паны могут и не драться вовсе.
Именно так была начата война в Чечне.
Именно так была развязана война на Украине.

Это классовое деление (при всех уникальных особенностях национального развития) справедливо не только для русского или украинского, арабского или китайского общества, но и для общества крымско-татарского, албанского, чеченского, аварского, кабардинского. Любого.
Российскую империю неслучайно называли тюрьмой народов. Точно так же, как, скажем, Османскую Империю, её регулярно сотрясали межнациональные конфликты, градус которых намеренно поддерживался властью. Дело не в дремучести или кровожадности. Просто так удобнее управлять. Давайте еще раз обратимся к листовкам, сочинявшимся молодым марксистом Иосифом Джугашвили в дни армяно-азербайджанской резни в Баку:

"Разделяй и властвуй - такова политика царского правительства. Так оно действует в городах России (вспомните погромы в Гомеле, Кишиневе и других городах), то же самое повторяет и на Кавказе. Подлое! Кровью и трупами граждан старается оно укрепить свой презренный трон! Стоны умирающих в Баку армян и татар; слезы жен, матерей, детей; кровь, невинная кровь честных, но несознательных граждан; напуганные лица бегущих, спасающихся от смерти беззащитных людей; разрушенные дома, разграбленные магазины и страшный, несмолкающий свист пуль, - вот чем укрепляет свой трон царь - убийца честных граждан.

Да, граждане! Это они, агенты царского правительства, натравили несознательных из татар на мирных армян! Это они, лакеи царского правительства, раздали им оружие и патроны, одели в татарскую форму полицейских и казаков и пустили на армян! Два месяца они - слуги царя - готовили эту братоубийственную войну, - и вот, наконец, достигли своей варварской цели. Проклятие и смерть на голову царского правительства!

Теперь эти жалкие рабы жалкого царя стараются поднять и у нас, в Тифлисе, братоубийственную войну! Они требуют вашей крови, они хотят разделить вас и властвовать над вами! Но будьте бдительные Вы, армяне, татары, грузины, русские) Протяните друг Другу руки, смыкайтесь теснее и на попытки правительства разделить вас единодушно отвечайте: Долой царское правительство! Да здравствует братство народов!"

У Сталина есть еще одна хорошая статья, вышедшая в 1904-м, "Как понимает социал-демократия национальный вопрос?" В ней он прекрасно разъясняет то, что я пытался донести до своей аудитории роликом о "Двух Разных Отечествах". Разбирается национализм грузинских феодалов, сначала сопротивлявшихся русским царям, а потом влившихся в ряды имперской буржуазии. Читаем:

"Грузинское дворянство раскололось на две группы. Одна из них отказалась от всякого "национализма" и протянула руку русскому самодержавию с тем, чтобы взамен этого получить от него теплые местечки, дешевый кредит и сельскохозяйственные орудия, чтобы правительство обеспечило её от сельских "бунтовщиков" и т. п. Другая же, более слабая, группа грузинского дворянства подружилась с грузинскими епископами и архимандритами и, таким образом, укрыла гонимый жизнью "национализм" под крылышко клерикализма."

Ничего не напоминает? Такой мелкопоместный буржуазный национализм был выгоден национализму великодержавному. Почему?

"Единственная цель русского самодержавия заключается в том, чтобы рассорить нации, населяющие Россию, обострить между ними национальную рознь, укрепить национальные перегородки и тем самым с большим успехом разъединить пролетариев, с большим успехом распылить весь российский пролетариат на мелкие национальные группы и таким путем вырыть могилу классовому самосознанию рабочих, их классовому объединению."

И как же вела себя тогда пригретая царизмом кавказская буржуазия? Не обязательно грузинская. Да хотя бы армянская... Что она пыталась делать? Она стремилась сплотить вокруг себя свой "национальный" пролетариат, внушая последнему, что никаких классовых различий не существует в природе: у нас одно отечество. Грузинское. Армянское. Русское. Ведь мы оба — грузины. Армяне. Русские. Снова Сталин:

"Если мы будем следовать дальше по этому пути, то рано или поздно вынуждены будем заключить, что "национальные" и еще какие-либо иные "различия", например, армянского пролетария, таковы же, как и армянской буржуазии, что у армянского пролетария и армянского буржуа одинаковые обычаи и характер, что они составляют один народ, одну неделимую "нацию"*. Отсюда недалеко до "единой почвы совместного действия", на которую должны стать и буржуа и пролетарии и протянуть дружески друг другу руки, как [c.39] члены одной и той же "нации". При этом фарисейская политика самодержавного царя может показаться "новым" доказательством такой дружбы, а разговоры о классовом антагонизме покажутся "неуместным доктринерством". А там еще чья-либо поэтическая рука "смелее" коснется узко национальных струн, пока еще существующих среди пролетариев национальностей России, и заставит их зазвучать на соответствующий лад. Шовинистическому шарлатанству откроется кредит (доверие), друзья покажутся врагами, враги – друзьями, произойдет замешательство, измельчает классовое самосознание российского пролетариата."

Разве современная кавказская буржуазия чем-то отличается в своем поведении от кавказской буржуазии начала 20-века? Надо ли нам удивляться тому, что национальным героем армянской буржуазии является дашнак-коллаборационист Гарегин Нжде? Надо ли удивляться тому, что героем чеченской буржуазии является перешедший к немцам в 42м году Абдурахман Авторханов? Надо ли удивляться тому, что героем российской буржуазии являются Маннергейм, Краснов, Власов, Врангель? Что героями украинской буржуазии являются Петлюра, Скоропадский, Бандера?

Нет, все это закономерно и естественно. То же самое происходит в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, Молдавии, Белоруссии. То же самое происходит в Татарстане и Башкортостане. В Якутии, Чувашии, Мордовии и Карелии.

Означает ли это, что Нжде, Авторханов, Власов, Бандера являются героями для простого армянина, простого чеченца, простого русского, простого украинца? Нет, не означает. Можем ли мы поставить знак равенства между национальной буржуазией и национальным пролетариатом и воспринимать заявления буржуазной элиты любой из наций как точку зрения всего народа? Разумеется, нет.

Однако даже оспаривая такие высказывания, нужно постоянно помнить: цель каждой национальной буржуазии — конвертировать народное недовольство в ненависть между народами. Именно эту цель и преследуют бесконечные споры по поводу перезахоронений, равно как и нескончаемые ток-шоу, участники которых снабжают зрителей разных национальностей новыми поводами ненавидеть друг друга или по крайней мере смеяться друг над другом.
Выходит, буржуазии удается направить массовое сознание по ложному пути?

И да, и нет.
Я с большим удивлением наблюдаю, как наша – марксистская — позиция постепенно набирает популярность у молодежи в национальных республиках. В том числе в Чечне, Дагестане, Татарстане.

А в том, что до нашего общего падения в средневековье классовое сознание было развито и у народов Кавказа, я имел немало возможностей убедиться еще в 2000-м году, когда разговаривал с чеченскими и дагестанскими стариками. Мне было интересно их мнение. К счастью, оно тоже вошло в фильм, что позволяет мне считать себя хотя бы частично реабилитированным. Послушайте, что умные кавказцы говорили о Советской власти тогда и пусть станет стыдно тем, кто предает их память теперь.