Удивительно, что на Кубе отсутствует движение антипрививочников, подобное тому, что сформировалось в Европе или в Соединенных Штатах. Каковы причины?
Марк Вандепитте и Тоон Даньё
Чем дальше, тем более широкие слои населения европейских стран открыто выражают недоверие мерам борьбы с ковид-19. Традиционный набор мер состоит из паники и стремления к тотальному контролю и наказаниям: всеобщая обязательная вакцинация и ограничение свободы перемещения. Такие методы не находят поддержки среди населения. Для этого необходимо как минимум услышать непривитых граждан и понять причины их опасений и беспокойства. Но на это есть и другие причины. Сравнение с Кубой в этом смысле весьма любопытно.
1. Недоверие к правительству
Многие непривитые резонно сомневаются в компетентности и/или благих намерениях правительств, которые хотят как можно скорее всех привить. И их можно понять.
Европейские государства действуют наобум с марта 2020 г. Меры по борьбе с пандемией ковид-19 не поддаются никакой логике и не отличаются единообразием. Даже в странах с близкими показателями заражения меры могут кардинально различаться.
В Бельгии, где я живу, как и в других европейских странах, действия правительства вообще не поддавались никакому объяснению. Правительство Бельгии до середины марта не предпринимало никаких мер. Хотя действовать нужно было на полтора месяца раньше. Если бы меры были приняты заранее, скорость распространения вируса была бы значительно ниже и можно было бы избежать тысяч смертей от ковид-19. И непохоже, что они учатся на своих ошибках – ведь реакция на каждую новую волну ковид-19 запоздалая.
Несмотря на то что эксперты на протяжении нескольких лет предупреждали о возможности пандемии, правительство Бельгии оказалось к ней не готово. Изначально власти говорили, что маски бесполезны, потому что на тот момент их не хватало ввиду неумелой организации производства. Затем, в мгновение ока, они стали обязательными для ношения.
В сентябре 2021 года меры в Бельгии были ослаблены на фоне более высоких показателей заболеваемости, тогда как в Нидерландах меры ужесточались при более низком числе заражений. Как это объяснить? В Бельгии целых 7 министров здравоохранения должны достичь консенсуса для принятия новой программы действий по борьбе с ковид-19. На фоне этого губернаторы и мэры городов вводят более жесткие или более мягкие меры на свое усмотрение, а председатели партий тем временем торгуют своими физиономиями за счет государственной системы здравоохранения. Премьер-министр Фландрии сначала требует смягчить ограничения для хоров и музыкальных коллективов, а на следующий день уже требует их ужесточения.
Когда это недоверие выливается на улицы или выплескивается в социальных сетях, это льет воду на мельницу ультраправых. Выражая поддержку таким гражданам в их недоверии к правительству, ультраправые успешно привлекают на свою сторону тех, кто вполне обоснованно недоволен ситуацией. Конечно, их цель состоит не в том, чтобы потребовать большей демократии для тех, чей голос не слышен. История нас учит тому, что целью ультраправых всегда является ускорение становления тоталитарного режима, который оставит эти недовольных за бортом и установит режим жесточайшей эксплуатации населения со стороны 1% самых богатых.
Во многих европейских странах меры по борьбе с ковид-19 были и остаются совершенно непоследовательными. Но в реальности причины этого недоверия кроются гораздо глубже. Во время предыдущего крупного кризиса —кризиса банковской системы 2008 г. — именно мы, рядовые граждане, оказались в проигрыше. Банки, которые занимались спекуляциями с нашими деньгами, не понесли никакого наказания и были спасены правительством. А нам «позволили» оплатить этот банкет. Очевидно, в обществе существует скепсис в отношении способности правительства вывести страну из кризиса.
А что на Кубе?
Уже в январе 2020 г., почти за 2 месяца до того, как политики в Европе пробудились от спячки, правительство Кубы разработало национальный план борьбы с коронавирусом. Была запущена кампания по информированию граждан в рабочих кварталах, а также информационная кампания по телевидению. Никаких противоречащих друг другу правительств, никаких семи министров здравоохранения, которые должны прийти к единому мнению, никаких дискуссий о необходимости масок.
Правительство действовало решительно и сделало все возможное, чтобы остановить распространение вируса в зародыше. Никаких безответственных обещаний о «царстве свободы», никаких поспешных ослаблений ограничительных мер, будь то по причинам начала избирательного цикла или недостатка политической воли, а наоборот – твердые меры. Приведу несколько примеров. Туристическая отрасль — основной источник доходов, но при этом и основной канал заражения — была остановлена моментально. Дети начиная с 6 лет обязаны носить маски. Когда стало понятно, что школы также являются очагами заражения, обучение было переведено в дистанционный режим, который стал возможным в том числе благодаря грамотной организации телепередач для школьников.
Врач из Гаваны Айса Наранхо сообщает: «Поскольку правительство должным образом проинформировало нас о рисках для здоровья, кубинцы понимают, как важно оставаться дома. Они понимают, как передается заболевание, и ответственно относятся как к своему собственному здоровью, так и к здоровью членов своей семьи и здоровью окружающих».
Разветвленная система оказания медицинской помощи на Кубе ставит во главу угла профилактику заболеваний. В каждом районе есть поликлиника, и между местным населением и медицинским персоналом существуют прочные доверительные отношения. Начиная с марта 2020 г. около 30 тысяч работников, отслеживающих «контактных лиц», ходили от двери до двери, прочесывая весь остров вплоть до самых отдаленных районов, чтобы проверить каждую семью на предмет того, не заразился ли кто-то из домочадцев. Для помощи в отслеживании этих цепочек заражения были мобилизованы студенты кубинских университетов. В Бельгии выявлением зараженных занимались анонимные сотрудники колл-центров, что уже не внушает большого доверия.
Тем временем, все усилия были направлены на разработку прививок от коронавируса. В марте 2021 г. три вакцины уже находились на стадии испытаний. В настоящее время Куба располагает пятью вакцинами собственного производства, одна из которых предназначена для детей в возрасте от двух лет.
Разница в подходах к борьбе с ковид-19 между Кубой и Бельгией отчетливо видна на цифрах. К концу 2020 г. на Кубе было 146 умерших от ковид-19. В Бельгии, стране с таким же числом жителей, было зарегистрировано около 20 тысяч смертей. Это цифры до появления штамма Дельта. Куба не успела. Вакцины собственного производства были готовы лишь через три месяца после того, как штамм Дельта начал широко распространяться. Быстрая вакцинация в Бельгии начиная с конца 2020 г. позволила существенно сократить число смертей от штамма Дельта, по крайней мере на начальной фазе.
Штамм Дельта оказался на Кубе достаточно быстро, к этому моменту еще не были готовы вакцины. Пик заражений пришелся на июль. Это привело к большому числу смертей и стало испытанием для системы здравоохранения. Непростая ситуация в системе здравоохранения наложилась на еще более тяжелые экономические проблемы, порожденные экономической блокадой со стороны Соединенных Штатов, на потерю доходов от туризму и повышение цен на продовольствие. В результате этого в обществе стало зреть недовольство. При помощи социальных сетей со стороны Соединенных Штатов были предприняты попытки разжечь это недовольство и направить его в сторону уличных протестов. Эти попытки провалились.
Как только на Кубе началась кампания по вакцинации, были достигнуты просто потрясающие результаты. 20 сентября, когда началась кампания, в день все еще заболевали около 8,5 тысяч человек и регистрировались 69 смертей. Сегодня ежедневно фиксируется около 120 новых заражений и 1 смерть. На Кубе прививают в том числе и детей от двух лет. По состоянию на 2 декабря 90% кубинцев получили первую дозу вакцины. Это второй показатель в мире после Объединенных Арабских Эмиратов, и самый высокий в Латинской Америке. В Бельгии таковых насчитывается 75%.
2. Недоверие к крупным фармацевтическим корпорациям
Многим непривитым в Европе кажется подозрительным, что правительство распространяет вакцины бесплатно. Притом что цены на другие препараты постоянно растут. С каждым годом лечение обходится пациентам все дороже, а тут вдруг всем нам «необходимо» бесплатно привиться. Тут точно нет никакого подвоха? Если задаться подобным вопросом, нас точно не запишут в сторонников теории заговора?
Люди знают, что крупные фармацевтические корпорации ориентированы исключительно на прибыль и не всегда обращают внимание на безопасность своих препаратов для пациентов. В период с 1940 по 1980 гг. миллионы будущих матерей употребляли DES (диэтилстильбэстрол) для предотвращения выкидышей, а в 1960-х им прописывали Softenon (талиломид) от бессонницы и нервозности в период беременности. Это привело к появлению на свет тысяч младенцев с уродствами. В Соединенных Штатах компания Purdue Pharma, принадлежащая одной из богатейших семей страны – семье Саклер (Sackler), до недавнего времени продавала на рынке мощнейшее обезболивающее OxyContin, прекрасно зная, что оно вызывает сильную зависимость.
Фармацевтический гигант свел в могилу тысячи и сделал зависимыми от лекарств миллионы граждан США. Фентанил, изобретенный Полом Янссеном, основателем одноименного бельгийского фармацевтического гиганта Janssen Pharmaceutica (который в настоящее время является дочерней компанией американской фармацевтической корпорации Johnson&Johnson), также является обезболивающим средством, вызывающим сильную зависимость. При этом его можно свободно приобрести в Соединенных Штатах и его активно продвигали на рынке. На этот раз компания Johnson&Johnson была привлечена к ответственности по решению суда. А с прошлого года она производит вакцину от ковида в Берсе (город, в котором находится штаб-квартира Janssen Pharmaceutica)…
Людям также известно, что фармацевтические корпорации устанавливают сильно завышенные цены на свои вакцины от ковид-19 и что им оказывается мощнейшая финансовая поддержка со стороны правительства, но при этом им позволяют сколачивать миллиардные прибыли. Когда эти же самые компании впоследствии заявляют, что необходима еще одна бустерная инъекция, это по понятным причинам вызывает подозрения, даже если такая необходимость действительно имеет научное обоснование.
А что на Кубе?
На Кубе нет частной фармацевтической отрасли. Все вакцины от ковид-19 производятся медико-биологическими лабораториями, находящимися в собственности правительства. 80% вакцин, используемых в рамках национальной кампании по иммунизации населения, - кубинского производства. Здесь нет скандально высоких цен и спекулятивных прибылей.
Начиная с самого рождения все население страны прививают от целого ряда заболеваний, как и здесь в Европе. Это одна из основных составляющих очень быстрого роста ожидаемой продолжительности жизни на Кубе в последние десятилетия. Ожидаемая продолжительность жизни на Кубе выше, чем в Соединенных Штатах, а показатель детской смертности – ниже. В течение последних месяцев было доказано, что кубинские вакцины обладают большой эффективностью. Поэтому неудивительно, что среднестатистический кубинец не только доверяет государственным фармацевтическим предприятиям, но и гордится ими.
3. Недоверие к науке
Здесь в Европе реальная наука и лженаука нередко используются для рекламы разного рода товаров: пищевых добавок, идеальных подгузников, средств для роста волос, сверхбыстрых смартфонов … Вследствие этого наука потеряла существенную часть авторитета в глазах многих людей. Нередкие случаи мошенничества в ходе крупномасштабных исследований (вспомните, например, «дизельгейт») заставляют людей относиться к науке со всё большим скепсисом.
Кроме того, многие люди, окончив школу или вуз, не способны воспринимать статистические данные или их интерпретацию в статьях. «Ведь в больницах находится столько же привитых, как и непривитых, разве не так?». Это объясняет, почему значительная часть населения находит привлекательными сомнительные теории или, как минимум, всерьез принимают их во внимание, потому что думают, что «они» хотят нас обмануть. Что «они» хотят надеть на нас смирительную рубашку, заставив нас соблюдать ограничительные меры, пользоваться системой CST (система CovidSafeTicket – бельгийский аналог системы QR-кодов в России, которая запрещает посещение кафе, фитнес-центров и прочих заведений, находящихся внутри помещений, без сертификата о вакцинации, сертификата о перенесенном заболевании или свежего отрицательного теста на ковид – прим.), делать прививки и т.д. «Они», таким образом, представляют собой некий собирательный образ политиков, экспертов и средств массовой информации.
А что на Кубе?
На Кубе люди сталкиваются с профессиональной рекламой не очень часто. Люди знакомятся с наукой посредством образования – высокого качества – и некоммерческих средств массовой информации. Еще до того, как был зарегистрирован первый случай заражения, всем кубинцам по телевидению объяснили, что такое ковид-19, как развивается пандемия в мировом масштабе, какие средства для борьбы с ней имеются в наличии и, наконец, какие меры будут приниматься.
Народ Кубы понимает, что кубинские ученые работают на общее благо всей страны. Кубинский народ практически каждый год в этом убеждается на примере заблаговременной эвакуации людей из городов и деревень, которые находятся на пути ураганов, направление движения которых отслеживается лучшими метеорологами в мире. Кубинский народ увидел, что распространение ВИЧ было предотвращено благодаря слаженным совместным профилактическим действиям, что лихорадка денге и лихорадка зика лечатся эффективными и прозрачными научными методами, в результате чего число жертв удалось свести к минимуму.
4. Неверие в солидарность
Эффективная борьба с пандемией предполагает наличие солидарности. Большая часть людей, у которых нет оснований лично переживать по поводу болезни, должна проявить солидарность с меньшинством людей, которые в силу возраста или физических особенностей обладают ослабленным иммунитетом. Вакцинация для обычных мужчин и женщин, а также для детей, необходима затем, чтобы как можно скорее уменьшить циркуляцию вируса в популяции на благо наименее защищенных ее представителей. Большая часть людей – в том числе и в Европе – считает такую цель достаточной для того, чтобы привиться. Это же относится и выполнению мер предосторожности.
Поистине удивительно, что в Бельгии больше нет людей, которые говорят: «Я достаточно здоров и силен, мне не нужна вакцина, а другие пусть делают, что хотят». Вся здешняя культура, насквозь пропитанная духом коммерции и неолиберализма, ежедневно вдалбливает людям, что они должны постоянно развиваться, с каждым разом становиться все успешнее, поймите правильно, становиться все богаче. Идеал – это полная независимость, ни от кого не зависеть, тем более от «государства», иначе ты нахлебник. Получается, что профсоюзы защищают этих «нахлебников». Нужно «уменьшить долю государства», сократить расходы на социальную защиту и здравоохранение. Это совсем не та культура, в которой поощрялась бы солидарность.
А что на Кубе?
Кубинцы не находятся в ситуации постоянной конкуренции или в положении «каждый сам за себя». Из собственного опыта кубинские народ осознает, что только вместе они могут решить те масштабные задачи, которые стоят перед страной. Кубинцы привыкли сообща решать задачи; к сожалению, сегодня это актуально как никогда. Помогать соседям, убрать мусор на территории своего квартала, собираться вместе и вместе принимать решения на рабочем месте и пр., — это их образ жизни.
Солидарность заложена в их ДНК. На протяжении десятилетий кубинцы направляют врачей, медсестер и учителей во все концы земного шара. Небольшая страна с населением в 11 миллионов человек, имеющая в 10 раз меньше ресурсов, чем Бельгия, направила врачей на борьбу с ковидом в Италию.
Такое отношение и такой образ жизни – это четвертая причина, по которой на Кубе нет или практически нет антипрививочников.