В "Последнем Звонке", рассказывая о сегрегации в образовании, мы упоминали опыт профессора Ильенкова, одного из самых известных советских марксистов. Доказывая, что способность человека к развитию, к творчеству и мышлению обусловлена не столько физиологией или генетикой, сколько средой, общественными отношениями, в которые человек погружен, Ильенков, совместно с доктором психологических наук Мещеряковым и академиком Леонтьевым, взялся за обучение группы слепоглухих детей. С этой целью под крылом НИИ дефектологии Академии Педагогических наук СССР была создана специальная лаборатория. Эксперимент оказался удачным, с его помощью была вновь продемонстрирована ложность всех буржуазных педагогических доктрин, согласно которым дети должны сортироваться по своим природным данным, на ранних стадиях обучения. Было доказано, что неравенство мыслительных способностей — есть качество приобретаемое, а не передающееся по наследству. Следовательно, такое неравенство в первую очередь является отражением неравенства социального.
Одним из воспитанников Эвальда Ильенкова был доктор психологических наук Александр Суворов, возглавляющий сегодня Сообщество семей слепоглухих.
Суворов — очень интересный, могучий человек, преподаватель, поэт. С его творчеством полезно ознакомиться каждому. Особенно тем из нас, кто бывает подвержен унынию или отчаянию. Просто сравните собственное отчаяние с той ежеминутной борьбой, которую ведут люди, лишенные возможности видеть и слышать наш мир. Посмотрите вот этот фильм:
Вместе с джазовым коллективом Primavera Bossa мы сделали короткое музыкальное видео об Алёне Капустьян, одной из самых юных участниц Сообщества семей слепоглухих.
(Для меня это первый опыт производства музыкального видео в одиночку, так что не судите строго)