Правда всегда одна

Раз уж сегодня день писем

"Мне 22 года. Я учился на бакалавриате филологического факультета. До моего поступления студенты учились 5 лет. Сейчас студенты учатся 4 года по урезанной программе, в которой (внимание!) выделяется 2 пары в неделю на физкультуру, что нередко перекрывает по общему хронометражу предметы специальности. Мы изучали всё: экономику, менеджмент, концепцию современного естествознания, изучали ОБЖ и сдавали по нему экзамен. Не в шутку будет сказано, но я также сдавал письменный экзамен по физкультуре (причем, обратите внимание, сдать смог только со второго раза).

Возмущение быстро сменилось иронией. Мы даже в шутку стали требовать пар по ядерной физике: мол, а почему бы и нет? Мы же филологи – на все руки от скуки. Если на русскую литературу в неделю выделяется только две пары, а на язык одну-две, то почему бы не заполнить время еще чем-нибудь тем, что не имеет к нам отношения?

Осознание образовательного апокалипсиса произошло уже при окончании первого курса.
– Вы бакалавры! – говорили нам. По задумке, это должно было звучать гордо. Однако при этом в глазах преподавателей мерцало нечто, что заставляло усомниться в искренности этой фразы. Многие преподаватели даже иронизировали над этим, однако подобная ирония походила скорее на защитную отчаянную реакцию.

Неофиты, прошедшие через систему ЕГЭ, приходят в университет совершенно нулевыми. Вне зависимости от количества баллов. Два года интенсивной подготовки к ЕГЭ превращает школьника в некую амебу с зашоренным сознанием. Нет способности мыслить, рассуждать, говорить, видеть связь между явлениями и вычленять причинно-следственную связь. Нас этому не учили. Нас учили ставить галочку напротив одного из четырех правильных ответов (даже если все четыре неверны или могут быть верными с определенной точки зрения: подобная неоднозначность частенько присутствует в ЕГЭ по истории, который мне «посчастливилось» сдавать).
Люди приходят именно с этим багажом именно этих «знаний». Потом они проходят курс обучения и с радостными улыбками на счастливых лицах фотографируются вместе, демонстрируя свои дипломы. Они становятся бакалаврами.

Имеют ли они право улыбаться в этот момент? Имеют. Однако улыбка на лице возникает никак не от осознания собственного положения. Поразительно, но в большинстве случаев за 4 года обучения эти люди не меняются никак. Почему? Потому что бакалавр – это обычный недоучка. Однако «недоучка» звучит значительно хуже, нежели гордое «бакалавр». В рыночной системе устройства общества, в котором теперь всё измеряется красивыми глянцевыми словами и торговыми взаимоотношениями, слово «бакалавр» более «продаваемый» продукт.

И вот он я – бакалавр. Человек с дипломом, но без навыков и знаний. Можно, конечно, всё списать на мою личность. Мол, каждый сам за себя: ничего не знаешь – ты так учился; ничего не умеешь – ты ничего не делал. И нет гарантий, что заработанный мною красный диплом, будет весомым аргументом. Важно другое! Что осталось кроме этого диплома после четырех лет учебы? Горький привкус пустоты.

Я решил действовать дальше – решил продолжить учебу. Сейчас я поступил в магистратуру. Зачисление происходит только при условии, что я внесу минимум полсуммы за год обучения. Ценник с точки зрения т.н. провинции ощутим. Хочешь, мол, учиться дальше и стать квалифицированным специалистом – плати.
И уже не возмущение в душе – нет. Очередная ирония на уголках губ. И ВУЗ здесь абсолютно не виноват – это не его воля или прихоть.

Однако о чём всё это говорит? Да ровно о двух вещах:

1) специалисты стране не нужны;

2) доступность образования есть, и она на деле оказывается исключительно элитарной: ты из состоятельной семьи с деньгами – добро пожаловать. В противном случае – дорога на кассу в супермаркет открыта. Кстати, на должность кассира с красным дипломом берут вне очереди.

Потом, по окончании, обучения тебя отыщет военкомат и призовет отдать долго родине. И вроде бы совершенно правильный призыв. Да только через призму реальности этот призыв машинально вызывает кривую ироничную усмешку на губах... Система-то новая, а призывы старые. Возникает когнитивный диссонанс.
При этом в голову приходят крайне тревожные мысли. Понятное дело, в нынешнюю систему рыночных отношений филолог специалист задаром не сдался государству. Русский язык, литература, психолингвистика – это не прибыльно. Это не продать. Потому специалист в этой области остается уже скорее как артефакт, памятник, реликт. Вот, мол, посмотрите: был когда-то такой род деятельности в «страшные советские» времена.

Но тревожно уже становится не за себя. Бывает, думаешь: а вот работают на атомных электростанциях люди. Эти люди должны быть специалистами – верно? И вот приходят на эту самую станцию работать бакалавры, обученные по скоростной методике сокращенного идиотизма. Знаний – ноль, опыта – ноль, понимания ситуации – ноль. Специалисты эти не смогли повысить уровень своего образования, ибо откуда у них на это деньги? А если деньги есть у семьи, то атомная электростанция – это не то место, куда его направят, чтобы стричь деньги.

И ладно я – филолог, которому нет работы. Это незначительный ущерб государству: подумаешь, его гражданин не имеет работы и потому не платит налоги. А специалисты, которые работают на опасных предприятиях, не имея о них полноценного представления? Пусть народ убедится в этом, изучив причины трагедии на ЧАЭС.

Сейчас я смотрю на кадры в системе образования. Все они выходцы еще из старой школы. И обучались выходцами из старой школы. Можно сколько угодно гордиться современными разработками и доработками отечественной оборонной промышленности. Всё это наработки прошлого, которые дорабатываются старыми кадрами.

Кто придет на их место? Мы. Мы – это те, которые не нужны государству, но каким-то чудом смогли прорваться, проклюнуться слабыми ростками через трещину в бетоне и заявить, что мы чего-то там хотим. Я видел студенчество изнутри. Я – продукт современной системы образования. И я бы не хотел, чтобы мое поколение оказалось у руля экономики, образования, политики, науки и обороны..."

Югославия с доставкой // АгитПроп 20.02.2022 Ситуация вокруг Донбасса развивается стремительно. Всего за сутки прогноз сменился с “война отменяется” на “война неизбежна”.
Цель - социалистическая революция. Николау Лефтерис о Коммунистической Партии Греции
Эра Дуралея // АгитПроп 06.02.2022 Как известно, на следующем после трагедии витке история повторяется в виде фарса. По многим признакам, человечество уже вступило в эру Дуралея, поэтому всерь...