Как минимум раз в году появляется повод вспомнить, что Учитель — это не только фамилия режиссера, повздорившего с депутатом Поклонской, но и некоторым образом... профессия. Профессия стратегического значения, от которой зависит гораздо больше, чем отдельный аттестат или дневник. Поэтому День учителя, — перенесенный в демократическую эпоху с первого воскресенья октября на международно признанное пятое число, — вновь прошел в атмосфере непринужденной и расслабленной. Ну вот, например, РИА Новости сообщают:
РИА НОВОСТИ:
Преподаватель истории из лицея Высшей школы экономики взорвал интернет тем, что провел целый урок в формате рэп-лекции об эпохе правления Ивана Грозного. Сам Василий скромно признается, что такие эксперименты были и до него, но он стал первым, кто сумел продержаться в таком формате все 45 минут урока.ВАСИЛИЙ КУЗНЕЦОВ:
Сейчас по всему миру по-разному понимают, что такое школа. Не бывает двух одинаковых уроков. В противном случае образование превращается в конвейер. В такой системе и учитель, и ученик — уже не люди, это машины. Это нечестно и неинтересно.
Конвейер, как нам лет двадцать пять назад объяснили, — вообще штука скучная и вредная. То ли дело отвёрточная или ручная сборка. А представляете рэп-баттл по русскому языку или литературе? Вместо экзамена — "вёрсус". Учитель против ученика, с читкой из "Евгения Онегина" или "Кому на Руси жить хорошо?" Толпа качается в такт и сама выставляет оценки. Хайп и угар. Миллионы просмотров в ютубе.
Вообще надо осознать, учитель сегодня — уже часто не строгая советская тётенька из прошлого, в очках и с принципами. Просто по возрасту современный учитель — это тот, кто родился в конце 80-х или уже в 90-е. Как говорится: "Страшно не то, что мы стали взрослыми. Страшно, что взрослые теперь — это мы."
РИА НОВОСТИ:
Кириллу Арефьеву из школы №6 в Серпухове 23 года, но он уже пять лет работает учителем начальных классов. В 2015 году в родном городе его признали учителем года.
"Сначала я поступил в машиностроительный техникум, но после года учебы понял, что мне это неинтересно, и перешел в педагогический колледж, — вспоминает Кирилл. Когда на четвертом курсе колледжа я начал преподавать, мне стало ясно, что это мое".
И это ясно не только ему. Для своих подопечных Кирилл Владиславович, как теперь выражаются, "ролевая модель". Шесть тысяч подписчиков в инстаграме. Теперь будет еще больше. Каждый миг счастливого учительства скрупулезно фиксируется: фитнес, дети, кофе, фитнес, красивая сумка, фитнес, еще одна сумка, улыбка, снова сумка. Не будем ханжами, в этом, как и в "историческом" хип-хопе, нет ничего предосудительного. Наверное, было бы хуже, если бы Кирилл Владиславич все-таки закончил машиностроительный техникум и отправился работать... ну скажем, на серпуховский приборостроительный завод, участвующий в производстве систем ПВО.
ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ. "СТРАТЕГИЯ НЕДОУЧЕК":
Проблема, затрагивающая... оборонную отрасль в целом, – существенное снижение уровня школьного образования в России. Она и порождает кадровый голод и грозит стране катастрофой. Специалисты утверждают, что профессиональный уровень школьных учителей физики в городах крайне низок, а в сельской местности он и вовсе нулевой. Это подтверждает статистика: при сдаче ЕГЭ лишь 30 процентов старшеклассников выбирают физику, причем 25 процентов из них получают на экзамене «неуд». Как следствие сегодня дефицит инженерных кадров в России равен 800 тысячам человек. Кроме того, в учебных планах в разы сократились часы на изучение физики. Например, на базовый курс в 10–11-х классах отводится всего два часа.
Статья в военном обозрении завершается предупреждением: деградация экономики и науки и деградация школы взаимосвязаны. Даже на мировом рынке вооружений Россия испытывает серьёзное давление со стороны активно вкладывающих в подготовку кадров конкурентов: Китая, Индии, даже Пакистана. А ведь самая насущная задача для любой страны — перевооружение СОБСТВЕННОЙ армии.
ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ:
мы много говорим о возрождении России, ее геополитических успехах, неизменно и столь же справедливо подчеркивая, что без современных Вооруженных Сил перспективы страны более чем печальны. Однако столь же очевидно, что боеспособные армия и флот немыслимы вне развитой конкурентоспособной фундаментальной науки....Без науки наше будущее не просто печально – его у нас попросту не будет.
Вообще говоря, лучше всех о настроении учителя в День учителя способен рассказать... сам учитель.
УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ:
Оценка результативности деятельности учителя доведена до абсурда. Одним из критериев является т. н. «процент успеваемости», а также результаты олимпиад и ЕГЭ. Что касается первого, то это побуждает учителей массово завышать отметки, обходиться без «двоек» и второгодников и, следовательно, приучает ребят и родителей к тому, что «расплаты» в виде плохих отметок за безделье не будет... Олимпиады при нынешней ситуации в обществе тоже давно превратились в профанацию. Как, к примеру, может ученик из глубинки с 2-3 часами английского языка в неделю тягаться со сверстниками из состоятельных городских семей, все отпуска проводящих за границей? В результате, школа все больше и больше учит изворотливости не только учителей, но и детей.
Это исповедь "старого учителя" — так автор сам себя называет — опубликованная на учительском портале. И завершается она вот таким выводом.
УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ:
Как среди молодых учителей, так и среди школьников множится количество умеющих мастерски мимикрировать и подстраиваться, применять на практике компетенции «изворотливости и подхалимажа», беспринципных конформистов, неспособных аналитически мыслить, а, следовательно, и подняться до осмысления государственных интересов.
Общий, непраздничный итог завершившемуся празднику подводит совершенно непредвзятое учреждение, обязанное транслировать реальность во всей её многообразной объективности — Всероссийский центр изучения общественного мнения. По данным последнего опроса, общество, в котором еще позавчера учитель и врач считались самыми уважаемыми профессиями, пересматривает свое отношение к ним.
ИЗ ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ:
В преддверии Дня учителя специалисты опросили 1200 респондентов. 42% россиян считают, что школьных учителей стали меньше уважать. Обратного мнения придерживаются 20% респондентов. Выяснилось, что положение учителей в обществе россияне сегодня оценивают в среднем на 2,86 балла из 5 возможных (в 2014 году – 2,91 балла). Доходность профессии учителя снижается, согласно представлениям соотечественников (2,33 балла в 2017 году, 2,77 балла в 2013 году). Желанность профессии для детей оценивается в 2,86 балла из 5 возможных.
Не очень понятно, что, применительно к образованию, означают социологические категории "доходность профессии" и её желанность. Но очевидно, что проблемы имеются и с тем, и с другим.
ВИКТОР БУДАГОВСКИЙ, УЧИТЕЛЬ:
Я кандидат педагогических наук, до недавнего времени преподаватель кафедры истории и музейного дела орловского государственного университета культуры. Лично я разочаровался в преподавательской деятельности. Считаю, что напрасно потратил шесть лет своей жизни. Отношение руководства вуза отбило у меня всякое желание работать в сфере образования.
Впрочем, есть и другой взгляд на проблему. Хотите знать, что или вернее кто тормозит внедрение образовательных инноваций? Вы. Лично вы.
ROSSAPRIMAVERA.RU:
Родители являются основной проблемой на пути нормального существования системы образования, заявил министр правительства Москвы, глава департамента информационных технологий. На селекторном совещании с директорами школ Артем Ермолаев, рассказывая о встрече с сингапурскими коллегами, отметил, что у них такие же проблемы, как и у министерства образования Москвы: «Основным тормозящим моментом развития и нормального существования системы образования там считают родителей, а также различные технологичные элементы, как группы в „WhatsApp" или в „Viber", где родители собираются и пытаются каким-то образом поменять систему образования», — сказал чиновник.
В общем, родители, вы поняли? Здесь не следовало бы, наверное, останавливаться. Осталось сделать всего один шаг и указать на истинных виновников безобразий, которые продолжают портить в целом благополучную отчетность. На тех, кто своим упрямством, несдержанностью и непоседливостью, своей ленью и невнимательностью не позволяет осуществиться самым грандиозным реформаторским замыслам. Речь, разумеется, о детях. Если бы не они, наша школа уже давно вернула себе все прежние регалии. Дети испортились. Дети не те. В этом корень. Но увы, это — как раз та проблема, которую при всем желании нельзя решить с помощью заимствований.