Двадцать пять лет спустя. Так, почти по Александру Дюма, можно было бы назвать встречу трех старинных приятелей, трех отчаянных рубак, наломавших когда-то таких дров, что разгребать их предстоит еще не одному поколению. На берегу американской речушки Потомак, в здании Атлантического Совета бойцы вспоминали минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
БУРБУЛИС:
Это было уникальное в истории 20 века консенсусное решение трагической и драматической ситуации распада тоталитарной империи с угрозой кровавого передела советского наследства.ШУШКЕВИЧ:
Я мог бы похвастаться. Это я всех пригласил в Беловежскую пущу. Это я навязал им поведение. И результат, о котором сказал Бурбулис, ко мне имеет определенное отношение.
История не просто повторяется в виде фарса, иногда — по прошествии времени — даже самые трагические события, как только с них спадает завеса секретности, представляются самым настоящим, низкопробным, отвратительным фарсом. Такова изнанка соглашений, подписанных ровно четверть века назад группой охотников-собутыльников в Беловежской пуще. Сегодня постаревшие участники той похоронной команды, уже никого особенно не стесняясь, исповедуются перед заокеанской аудиторией, доказывают – да, они все понимали, да, это они готовили смертельную инъекцию для СССР, и да, это было сделано тайком, по предварительному сговору. Один за всех и все за одного.
КРАВЧУК::
Если бы так просто было развалить СССР, то его наверное давно бы развалили. Сколько миллиардов долларов было вложено Западом в Западную Украину, чтобы победить в Холодной Войне? Но ничего не получилось.
17 апреля 1991 был проведен всесоюзный референдум по предложению Горбачева по сохранению СССР. И Беларусь, и Украина, и Россия проголосовали за сохранение Советского Союза.ШУШКЕВИЧ:
Неизгладимое впечатление на меня произвел вот этот человек. Который молчит пока о своих личных заслугах. Очень быстро, когда мы начали обсуждать... Он вдруг говорит: "А не согласитесь ли вы поставить свою подпись под такими словами: СССР как геополитическая реальность и субъект международного права прекращает свое существование. Я не завистливый человек, но мне стало так завидно, что он эту фразу придумал, а не я, что я закричал — я подпишу!БУРБУЛИС:
Было принято решение президентом Ельциным решение срочно связаться с Белым Домом и поговорить с президентом Бушем.БУРБУЛИС:
Можно сказать, что президент США был первым, кто эту новость не только услышал, но и одобрил.
А ведь мог и не одобрить! Впрочем, если разобраться, Буш тут вообще ни при чем.
Из всего этого вырисовывается следующая картина. Если верить свежему, вашингтонскому Кравчуку, решение собраться в Беловежской пуще было принято вовсе не спонтанно, а заблаговременно, за спиной у Горбачева, после встречи всех заговорщиков в Ново-Огареве. То есть для Кравчука приглашение Шушкевича сюрпризом не стало. Он знал, он ждал и даже вспомнил, что Бурбулис заранее прилетал к нему в Киев обсуждать детали. И хотя формальной повесткой встречи были зимние поставки энергоносителей из России в Белоруссию и на Украину, все охотники прекрасно понимали, в какого зубра целятся. По сути, после провалившегося августовского путча Беловежская встреча стала второй, удачной попыткой переворота — восстанием распоясавшихся региональных элит против своего номинального и обессилевшего руководителя. Который, как выяснилось на днях, тоже все понимал, но ничегошеньки поделать не мог.
ГОРБАЧЕВ:
Я хочу впервые с болью и горечью напомнить: на глазах общества гробили Союз. Я с пеной у рта, как говорят, везде выступал и призывал сохранить Союз, а народ молчал.
"Им очень хотелось быть президентами. Это ненормальное состояние. Возглавляло развал Союза российское руководство, ему не уступало украинское руководство, которое тоже стремилось к развалу страны"
Самая любопытная, до сих пор не оцененная по достоинству роль в этом трагическом спектакле сыграна господином Бурбулисом, членом коммунистической партии с 71-го года, преподавателем марксизма-ленинизма с почти двадцатилетним стажем. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять — это человек прочных убеждений, жизненно неспособный на предательство.
БУРБУЛИС:
Советский союз, образованный после большевистского переворота в результате 5летней гражданской войны изначально был образованием жизненно неспособным.
Казалось, 9-го мая 45-го года Советский Союз раз и навсегда доказал всем скептикам свою жизнеспособность. Он подтвердил это 29 августа 49-го (РДС-1, КУРЧАТОВ) и 1 января 51-го (АЭС, ОБНИНСК). 4 октября (СПУТНИК) и 5 декабря (ледокол ЛЕНИН) 1957-го, 19 августа 1960-го (БЕЛКА и СТРЕЛКА) и 12 апреля 61-го года. 16 июня 63-го (Терешкова) и 18 марта 1965-го (ЛЕОНОВ, выход в космос). 30 марта 1970 (хоккей, чемпионат мира) и 3 апреля 1975-го (Карпов чемпион мира), 3 августа 1980 (мишка олимпийский) и 15 ноября 1988-го (БУРАН). Но самое главное — в глазах сотен миллионов людей (исключая Геннадия Бурбулиса) СССР выглядел абсолютно жизнеспособным государством.
Л.АРОН "ВСЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЛИ О ГИБЕЛИ СССР — ЛОЖЬ":
"Джордж Кеннан — один из архитекторов американской стратегии в Холодной Войне – писал, что за всю историю международных отношений ему трудно отыскать более странное и неожиданное событие, чем внезапное исчезновение великой страны, называвшейся Российской Империей и Советским Союзом". Советник Рейгана Роберт Пайпс называл революцию неожиданной, а спецвыпуск журнала Национальный Интерес в 93-м году назывался "Странная смерть Советского коммунизма".В 85-м году СССР обладал теми же ресурсами, что и за десять лет до этого. Да, перебои с продовольствием случались, но СССР знавал худшие времена и никогда это не отражалось на государственной стабильности. Ни один показатель не говорил о приближающейся катастрофе. С 81-го по 89 годы рост ВВП составлял около 2 процентов, а дефицит бюджета — меньше 9 процентов ВВП, что большинство экономистов считают нормой. Резкое падение цен на нефть с 66 до 20 долларов за баррель стало ударом, но доходы государства выросли на 2%, а доходы граждан на 7%. Не стала разорением и война в Афганистане. В 85 году затраты на нее составили 5 миллиардов долларов, ничтожную долю ВВП. Мы забываем, писал историк Адам Улам, что в тот момент ни одно государство не стояло на ногах так твердо и уверенно, как Советский Союз.
А может, дело в том, что в тот момент советская идеология стояла уже не на собственных ногах, а на ногах коммуниста Бурбулиса? Или коммуниста Яковлева? Наверное, пить боржоми уже поздновато. И заданный Кравчуку вопрос — не чувствует ли он на себе ответственности за войну на Украине, в общем, тоже не имеет смысла.
КРАВЧУК:
Я очень рад, что вы переживаете как украинка. Все нормальные люди должны переживать. Беда в том, что в Кремле думают по-другому.
Беловежско-вашингтонские посиделки закончились туманными намеками на то, что и сегодня в судьбе тысячелетней российской демократии возможны неожиданные повороты. В конце концов, двадцать пять лет назад независимости потребовали не только советские республики, но и множество национальных автономий внутри России. Однако, оговорившись, что воссоединение с Крымом противоречит беловежскому духу, Геннадий Бурбулис старался подбирать слова очень аккуратно. После американских выборов уже не поймешь, кто в мире шах, а кто ишак. Разу уж у нас опять Холодная война, то и снаряд на ней не падает дважды в одну и ту же воронку....