"Дорогие товарищи потомки!" Всю неделю в разных республиках бывшего Советского Союза читают письма. Читают, кашляют, отводят глаза в сторону. Капсулы, заложенные в 67-м году пионерами и комсомольцами, рабочими и колхозниками, студентами и инженерами сегодня напоминают бутылки с рукописями после кораблекрушения. С той лишь разницей, что отправители видели перед собой безоблачный горизонт и даже представить не могли, в каких обстоятельствах окажутся адресаты из будущего.
КП-УКРАИНА:
В винницкой школе № 21 вскрыли тайник с 50-летним письмом от учителей 60-х нынешним педагогам. "Обращаемся к вам, быть может, еще не родившимся, тем, кто будет жить в коммунистическом обществе и отмечать 100-летие Октября. Вы — счастливые люди, потому что живете при коммунизме", - первая часть письма вызывала смешки у присутствующих. А вот вторая часть "зацепила" - в ней желали мира и никогда не знать ужасов войны.
Русским языком, на котором составлено письмо из прошлого, ученики 21-й школы в городе Виннице уже почти не пользуются. Зато они проходят курсы начальной военной подготовки (фото в архиве) и собирают посылки для участников так называемой АТО на Донбассе. Точно такую же капсулу извлекли из стены бывшего ДК Железнодорожников в Славянске. И хотя открыть не смогли, общий смысл послания пока еще было кому пересказать.
"Все наши мечты устремлены в будущее, к вам — нашим потомкам. Свет великого октября, осветивший планету, проник в каждый дом, дал счастливую и радостную жизнь миллионам советский людей", писали рабочие "Арсенала". Вот только самого предприятия, производившего когда-то точнейшую оптику для советского космоса и авиации, а также знаменитые фотоаппараты "Киев", уже восемь лет не существует в природе. На месте "Арсенала" — торговые центры, бутики, салоны красоты и кофешопы. Кто в этом виноват? Да понятно же, кто!
РАДИО СВОБОДА:
Белый дом сделал заявление по случаю отмечающегося в США Дня памяти жертв коммунизма, который, как отмечается, "знаменует собой 100 лет с тех пор, как в России произошла большевистская революция"..За прошедшее столетие коммунистические тоталитарные режимы во всем мире убили более 100 миллионов человек и подвергли эксплуатации, насилию и невыразимым разрушениям.VCHASPIK.UA:
«Украина стала первой жертвой большевиков, которые завоевали наше государство в результате военной агрессии», - об этом в Фейсбуке написал директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. +Олег Ляшко, лидер «РПЛ» пишет в Фейсбуке, что самую кровавую цену за большевистскую революцию заплатили именно украинцы. «Самую высокую, самую кровавую цену за большевистскую революцию заплатили мы - украинцы! +Не дай Бог нам пережить еще одну попытки построения государства, основанного на кровавых коммуно-социалистических принципах", - написал в соцсети политолог Вадим Трюхан
Лучшие люди современности не прячут свои мысли в капсулы. Они вообще ничего не прячут, выкладывая в соцсети каждую приходящую в голову мысль. Как и мечты украинских комсомольцев, бумага истлеет, а вот рассуждения философа по фамилии Ляшко навсегда сохранятся для потомков на бездонных серверах американского Агентства по Национальной Безопасности. И где-нибудь рядом, в соседней ячейке, ещё лет через пятьдесят, всесильный к этому времени искусственный интеллект обнаружит воззвания депутата Госдумы, советской школьницы 80-го года рождения, яростно требующей очистить Мавзолей от скверны. Воистину никому не под силу разрушить общность России и Украины. Наше вырождение — братское, родственное. Одинаковое в своей незамутненной искренности.
РЕН-ТВ (ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ТЕЛЬНОВ):
Будем честными: послания, хранившиеся в капсулах времени, писались по комсомольской разнарядке. Реальностью в СССР были длинные очереди за колбасой.
Тем, кто был поближе к начальству, доставались баночки с красной икрой и тихоокеанским лососем. Не о коммунизме наши родители думали тогда и не о полетах в космос: прикидывали, как бы дотянуть до следующей зарплаты. Видимо, Бог не читает письма, а смотрит в сердца. Искренние желания, которые зрели полвека назад в наших душах, сбылись. Джинсов в шкафах — на любой вкус, сороконожку нарядить можно. Автомобилей любых марок на улицах даже небольших городов столько, что ни протолкнуться, ни припарковаться. Наши дети и внуки не желают жить фальшивыми мечтами из прошлого, не хотят повторять наши ошибки.
Разве могут современные люди — как, например, следует из обнаруженного потомками письма новосибирских школьников, грубо попрать священное право частной собственности и сдать в металлолом целый автомобиль, чтобы из него потом сделали трамвай? Не для себя. Для всех.
НГС.НОВОСТИ:
«Вот вы мне скажите, можно снять "Москвич" с гаража? И принести в школу, сдать в металлолом? А наш класс может. Мы же целенаправленно его сдали, чтобы трамвай построить. И его построили, по Дзержинскому району он катался, в 1977 году ещё точно катался! Во весь трамвай было написано, что металл собрали ученики 111-й школы». Несмотря на опасения, ничего за это находчивым ученикам не прилетело от руководства завода.
Нет. Дело Юрия Деточкина, как впрочем, и всех остальных героев советских фильмов, на данном этапе проиграло. Миром правят состарившиеся Димы Семицветовы. Только приторговывают они теперь не магнитолами из-под прилавка, а все чаще — судьбами целых народов. То есть тех простых и растерянных людей, которые сегодня с удивлением разворачивают полуистлевшие свидетельства вчерашних побед. Одержанных не ими.
Как оно сложится потом, завтра, в будущем? В будущее, а не в прошлое были устремлены их мысли. Им так хотелось дожить. Так хотелось увидеть хотя бы отблеск того, ради чего отдавали все силы миллионы советских граждан. Эта тема - диалога с потомками — стала магистральным направлением в литературе, живописи, кинематографе. Отсюда родом и Алиса Селезнева, и приключения Электроника. Отсюда — известный фильм Михаила Калатозова — "Неотправленное Письмо", где погибающий в Сибири геолог кричит через годы потомкам.
Их нет. Но они точно будут. Вопреки всем колбасно-джинсовым заклинаниям недоброжелателей, требующим от нас покаяния. Впрочем, есть, есть человек, перед которым сегодня стыдно. Которому хочется сказать: "Прости нас, Юра. Мы обязательно исправимся."