Которую неделю лупят нас по голове жуткими новостями. Корреспонденты выталкивают друг друга из кадра. Стрельба в Далласе перетекает в автомобильный теракт в Ницце, о котором помнят ровно до тех пор, пока не возобновился артобстрел Горловки. И вот пожалуйста. Танки, вертолеты, самолеты — в стране, которую только что объявили абсолютно пригодной для туризма.
Перевороты для Турции — мягко, говоря, не редкость. Вот небольшой отчет — за последние сто лет: 1913, 1960, 1971, 1980, 1993, 1997. Однако ПРОВАЛИВШИЙСЯ переворот — это что-то новенькое, не так ли? Много ли мы знаем из истории с треском ПРОВАЛИВШИХСЯ переворотов? Да еще и совершенных военными?
Вообще военный переворот, как правило, происходит тогда, когда страна готовится резко сменить траекторию своего развития. Траекторию, с которой армия категорически не согласна. Например, в Германии ветераны Первой Мировой — так называемые фрайкоры — взбунтовались против итогов войны, против революции, против Веймарской республики. В феврале 20-го — во исполнение Версальского договора — было отдано распоряжение о расформировании наиболее сильных подразделений фрайкора — бригад Ловенфельд и Эргардт. А 12 марта их боевики, украсив одежду свастиками, вошли в Берлин. Правительство бежало. Министр обороны Носке приказал армии подавить путч. Но услышал в ответ, что рейхсвер не стреляет в рейхсвер. Любопытно, что одним из участников заговора должен был стать вот этот молодой ефрейтор (показываем Гитлера), которого некие влиятельные силы в армии срочно перекинули самолетом из Мюнхена в Берлин. Однако на аэродроме самолет был окружен разъяренными рабочими. Страну охватили массовые забастовки, грозившие перейти в гражданскую войну. Переворот сорвался. Но попытка — не пытка. Мы хорошо знаем, чем закончилась следующая. Кстати, пилот, доставивший Гитлера в эпицентр капповского путча — Роберт Фон Грейм — весной 45-го года станет фельдмаршалом, последним командующим Люфтваффе. Перед этим он будет отмечен за бомбометательные успехи в операции Барбаросса и на Курской Дуге.
Адольф Гитлер:
«Наши генералы считают, что война должна напоминать средневековый рыцарский турнир. Мне не нужны рыцари. Мне нужны революционеры.»
«Деморализуйте противника изнутри. Неожиданность, террор, саботаж, убийства. Вот — война будущего.»
В Венесуэле неудачный путч случился через два года после победы Чавеса на демократических выборах. Что стало причиной? Национализация нефтяной компании PDVSA. Чьим интересам это угрожало? Угадайте с трех раз. Военная хунта арестовала Чавеса, потребовала его отречения. Чавес отказался. Толпы его сторонников из беднейших кварталов Каракаса хлынули на улицы. Заговор провалился. Сохранившая лояльность полковнику президентская гвардия разоружила военных. Ирония в том, что ровно за десять лет до этого Чавес сам попытался устроить путч - против тогдашнего президента Переса. Путч провалился. Чавес отправился в тюрьму.
Уго Чавес:
«Один из самых выдающихся революционеров, которому я поклоняюсь — это Христос. Он был бунтарем. Его и распяли за это. Он восстал против режима угнетателей.»
Наконец, Москва, август 1991-го. Отчаянная попытка генералитета и спецслужб спасти СССР. Заговор безволия и близорукости. Впрочем, некоторым кажется, что истинная цель — дискредитировать и парализовать любое сопротивление Ельцину — достигнута была. То есть ГКЧП мог стать тепловой ловушкой — псевдопереворотом, частью истинного переворота, совершавшегося американской агентурой на улицах Москвы. Малоизвестная подробность. С обратной стороны от ельцинского танка спокойно прогуливался вот этот гражданин — агент ЦРУ, предатель Олег Калугин. В любом случае обращение ГКЧП к советским гражданам сегодня невозможно слушать без горечи.
А теперь Турция. У какой-такой развилки оказалась она? Почему заговорщики так спешили? В чьих интересах они действовали? Пороховой дым понемногу рассеивается, и перед нами остаются две версии. Первая. США, недовольные строптивостью Эрдогана, решили избавиться от него старым, проверенным способом. Вторая. Эрдоган все подстроил сам и разыгрывает что-то вроде поджога Рейхстага, с целью нейтрализовать остатки оппозиции и фронды среди военных. Вокруг каждой версии уже формируются секты фанатиков. Плох тот эксперт, который не бьет себя пяткой в грудь со словами: "Я предупреждал". Мы же сперва обратим внимание на некоторые странности, связанные с турецким переворотом.
А странностей хоть отбавляй. За всю ночь переворотчики ни разу не представились, не показали лицо. Не выступили с обращением к нации. Если, конечно, не считать таковым подсунутый диктору турецкого телевидения огрызок путаного текста. Извините, но какой нормальный переворот обходится без подготовленного и профессионально снятого видеопослания? Почему был заблокирован только один телеканал? Почему не отключена связь? Почему, в конце концов, продолжал работать твиттер и самое смешное — фейстайм?
Мистическим, уму не постижимым образом заговорщики не арестовали Эрдогана. Здесь просто блокбастер какой-то голливудский. Для выполнения задачи в курортный Мармарис были направлены три вертолета с армейским спецназом. Не надо думать, что армейский спецназ — дети. Достаточно посмотреть, как эти ребята действуют в курдском Диарбакыре. Однако же целых четыре часа вся королевская конница и вся королевская рать не могут поймать одного человека.
Эрдогану удается не просто выскользнуть из отеля, но добраться до самолета и взлететь. За движением первого борта наблюдает весь мир. Через доступные каждому интернет сайты. Охраняют Эрдогана два лояльных F16, а рядом летят два заговорщицких и...ничего не происходит.
Reuters:
«Как минимум два F16 преследовали борт Эрдогана, пока он направлялся в Стамбул. Они навели радары и на него, и на самолеты сопровождения — об этом агентству Рейтер сообщил отставной офицер, знакомый с ситуацией. "Почему они открыли огонь — загадка", заключил он.»
Скажем, 15 ноября, когда был сбит российский штурмовик, никаких колебаний у турецких пилотов не возникло. Но странности не заканчиваются. Заговорщики должны были знать, что у Эрдогана есть немало сторонников. И среди этих сторонников есть отлично подготовленные уличные бойцы.
Вероятно, путчисты должны были предусмотреть появление этих людей на улицах. А значит — либо нейтрализовать лидеров штурмовиков, либо позаботиться о том, чтобы вывести на улицы собственную толпу.
«Это какой-то странный путч. Я три часа торчал на площади Таксим. Мое ощущение — это все не по-настоящему. Я видел, как действовали военные в Каире. Даже сравнивать нечего.»
Странности, странности... Демократические СМИ как по команде начинают распространять информацию о том, что Эрдоган покинул страну. Помните, как это обычно делается?
«Украинские СМИ сообщают, что украинского президента задержали и везут в Киев.»
«В разгар путча американское агентство Стратфор распространяло информацию о маршруте самолета президента Эрдогана. Параллельно Стратфор публиковал статьи о том, что провал переворота может ослабить Турцию и навредить борьбе с ИГИЛ.»
А американское посольство подбирает для происходящего ну очень символичные определения.
Цитата из обращения американского посольства в Анкаре:
«Срочное сообщение для американских граждан в связи с турецким ВОССТАНИЕМ. "Мы призываем вас оставаться там, где вы находитесь, и не пытаться найти убежище в американском посольстве или консульствах.".»
Крайне любопытна реакция в самой Турции. Если путч — дело рук ЦРУ, то логично было бы ожидать, что военных поддержат те группировки и партии, которых традиционно ассоциируют с этой могущественной аббревиатурой. Но, о чудо, нет ни одной политической силы — оппозиционной или преданной Эрдогану — которая открыто бы выступила за путчистов. Ровно наоборот. А под конец ночи начинают приходить слова поддержки от совсем неожиданных союзников.
«Лидер террористической группировки Джабхат Ан-Нусра обрушился на турецкую армию с критикой за организацию антиисламского путча.»
К головорезам из Ан-Нусры тут же присоединились их столь же "умеренные" коллеги из банды Ахрар Аль-Шам, а также откровенно звездно-полосатая Сирийская Свободная Армия. Итак, за Эрдогана — ВСЕ. Даже противники. Все мировые столицы — за. Кто же против? А никого... И да, тысячи людей — преимущественно мужчин, у турецкого путча какое-то совсем не женское лицо — вышедшие на улицы в защиту президента, это в основном радикальные исламисты. Так что кадры жестоких расправ с военными не должны никого удивлять. Все по шариату. Не менее загадочные вещи творились вокруг базы Инджирлик, где, как известно, расквартирован целый интернационал из стран НАТО. Сначала её отключают от электричества. Потом выясняется, что с аэродрома Инджирлик поднимаются в воздух топливозаправщики для мятежников. Наконец, по итогам переворота с базы пропадает техника.
«Ведущий канала CNNTurk Сердар Тунчер сообщает, что как минимум 42 вертолета пропали из ангаров ВВС, что вызывает озабоченность в связи с возможностью нового мятежа.»
Вы представляете? Как можно украсть и спрятать 42 вертолета? В общем и целом... не очень похоже на то, что мы привыкли считать военным переворотом.
«Должен сказать, это не выглядит как блестяще продуманный и реализованный план.»
То есть можно было бы продумать и получше? Так что ли? В Турции этот комментарий Керри услышали. Заявление патриотической партии — партии "Родина".
«Путч организован не турецкой армией, он задуман против турецкой армии. Целью было предотвратить чистки среди гюленистов, борьбу против рабочей партии Курдистана и не дать Турции заключить мир с такими странами, как Россия, Египет и Сирия.»
Дальше — интереснее.
Из заявления ТПП:
«Фетхула Гюллен - это лидер секты, проживающий в США и используемый ЦРУ в рамках операции ГЛАДИО. Секта влияет на вооруженные силы в американских интересах. Инициаторы путча — это те, кто сбил российский самолет. Всего за два дня до путча в суд поступили дела 2000 военных, связанных с организацией Гюлена.»
Проблема в том, что партия "Родина", углядевшая в путче руку ЦРУ, сама нашпигована военными, состоявшими некогда в тайной организации Эргенекон, разгромленной Эрдоганом. И Эргенекон в связях с ЦРУ обвиняли точно так же, как сегодня Гюлена. Ну и если на то пошло, фашисты из "Серых Волков" - те самые, что расстреливали наших пилотов — с незапамятных времен тоже считаются американской агентурой. Вот только в ночь переворота эта агентура публично выражает поддержку Эрдогану. Так где же ЦРУ? Получается, везде? ЦРУ против ЦРУ? Как думаете, кто победит? Кого поддерживать России?
«Демонстранты, вышедшие на защиту демократии и убивающие солдат, вскидывают над мертвыми руки в традиционном приветствии "Серых Волков".»
Что дальше? Да ничего. Отношения Турции и США не разорваны, а несколько омрачены. Эрдоган требует голову старика Гюлена. Это угрожает единству НАТО, для которого, как мы помним по варшавскому саммиту, главный враг — не ИГИЛ и не Турция. Так что можно не сомневаться — способ успокоить Эрдогана найден будет. И вот уже Гюлен, прятавшийся в своей резиденции в Пенсильвании, извлечен на поверхность и представлен журналистам. Запрос об экстрадиции США примут. Но выполнять требования Эрдогана, да еще и в разгар избирательной кампании будут вряд ли. Нужно учитывать, что фонд Гюлена теснейшим образом связан с семьей Клинтон — сеть гюленовских школ и мечетей использовалась еще в балканских войнах, да и убежище в США Гюлен получил именно при Клинтон.
Самый простой вариант — старик сильно заболеет. Или очень сильно заболеет. Зато на поправку пойдут турецко-американские отношения.
То же самое, кстати, относится и к самому Эрдогану. Его здоровье и его судьба в немалой степени зависят от персональной готовности лезть в бутылку. Способен ли он пойти на разрыв с НАТО? Любопытно, что за считанные часы до путча в Анкаре побывал один из главных идеологов современного евразийства, давно призывающий к альянсу между русским миром и тюркским.
Теперь попробуем ответить на поставленные в самом начале вопросы: кому выгоден провальный переворот в Турции? Да никому не выгоден. Потому что история движется не заговорами, не сионскими мудрецами, а столкновением материальных интересов. Переворот вызван критической массой противоречий, нарастающих по всему миру вследствие глобального экономического кризиса. Это происходит повсюду, от Южно-Китайского моря до Далласа. Противоречия наблюдаются не только в турецком обществе. Они раскалывают Европу, да и всесильную Америку, как мы прямо сейчас наблюдаем — тоже. Пузыри в кастрюле с кипятком не связаны между собой, но они связаны с общим повышением температуры. Скорее всего, следствием путча станет новый раунд ожесточенной подковерной торговли. Глобальная политика напоминает поединок десяти шулеров, в котором каждый блефует, каждый готов одновременно и дружить, и воевать с соседом. В этом хаотичном столкновении интересов будут возникать самые немыслимые альянсы, рушиться самые непоколебимые договоренности. Ожидайте неожиданного. Так уже бывало не раз. Мы ведь помним, европейские монархи, пославшие свои народы на бойню в 1914-м, были не просто друзьями. Они были родственниками.
«Ответственность за последние события несет партия Эрдогана, а также местные и иностранные политики, которые поддерживали ее. Однако этот факт не означает, что Эрдоган сам организовал путч, чтобы расчистить себе путь к неограниченной власти или изменить конституцию. Давно известные противоречия между группами внутри государства и армии вылились в вооруженный конфликт. Однако ни одна из сторон конфликта не выражает интересы турецкого народа. Поддерживать переворот — было бы ровно такой же ошибкой, как и поддерживать Эрдогана. »
Призыв красивый, но проблема в том, что гражданам Турции, как впрочем, и гражданам других государств, вряд ли удастся остаться в стороне. Терактами, путчами, войнами всех нас теперь подталкивают к незатейливому выбору между мракобесием возрождающегося фашизма — и бесовщиной транснациональных корпораций. Между жабами и гадюками. Других вариантов пока не просматривается.