Под покровом отпускного сезона и шумовой завесой из будоражащих общество новостей группа реформаторов от отечественного образования выпустила что-то вроде очередного манифеста, в котором свежим языком, но с прежней настойчивостью формулируется стратегия развития школы — начальной, средней и высшей. Стратегия направлена в будущее, само собой, ведь любое заигрывание с советским прошлым недопустимо. Доклад озаглавлен коротко: "УКНГ. "Универсальные компетенции и новая грамотность", а подготовлен Высшей Школой Экономики в сотрудничестве со Сбербанком.
ЦИТАТА ПО ДОКЛАДУ:
Главное отличие проекта УКНГ — подготовка рекомендаций для трансформации российской школы с учетом опыта наиболее продвинутых стран уже сейчас, не дожидаясь 2030 года.
Сейчас, а не завтра. То есть авторы спешат. Невзирая на данные социологических опросов и общий негативный фон по отношению как к самим реформам, так и персонально к их авторам. Вот самые горячие цифры ВЦИОМа, на волне отгремевшего скандала с последним ЕГЭ по математике.
Единый Госэкзамен — главное реформаторское детище — плох в первую очередь даже не тестами и не технологиями проверки тестов, а тем, что напрочь выжигает любые предметы, кроме тех, которые предстоит сдавать. В результате школа превращается в манеж для дрессировки и сегрегации. Однако надо понимать, что именно такая сортировка-сегрегация — на потребу рыночной экономики — и составляет весь смысл проводящихся с начала 90-х реформ. Какими бы вегетарианскими фразами это ни пытались прикрыть.
ИСААК ФРУМИН НА ТЕРРИТОРИИ СМЫСЛОВ:
Здесь новости у нас тоже довольно невеселые. Они состоят в том, что у нас к 30му году численность молодых людей до 35 лет сократится примерно на четверть. И примерно четверть 9классников у нас как минимум не достигают уровня функциональной грамотности. В итоге именно эти дети вырастут и будут потреблять основные социальные услуги. Это касается лечения, пособий по безработице и тюрьмы.
Выходит, страна борется с депопуляцией (кстати, не либеральными ли реформами она вызвана?), при этом каждый четвертый девятиклассник безграмотен. А значит, как бы намекает один авторов УКНГ Исак Фрумин — обречен стать обузой для бюджета, обременительным социальным балластом. Ну вы понимаете — пособия, больница, тюрьма. И как же противостоять этой невесть откуда взявшейся проблеме? Реформировать с удвоенной силой, советуют нам реформаторы.
ИНТЕРВЬЮ С БОЛОТОВЫМ:
Я, может быть, грубо скажу, но «тупая» память больше не нужна. Всегда можно, как говорят дети, «погуглить» и найти любую формулу, любой факт. И в России, и в мире есть научные работы, которые показывают, что так называемые мягкие навыки, soft skills (например, в них входят коммуникабельность, креативность, умение работать в команде и т. д.), гораздо важнее для развития человека, чем знание теоремы Виета. То есть ребенку для успешности нужно не столько выучить тот или иной объем предметного содержания, сколько умение находить это содержание, вступать в контакт с людьми.
Опять за рыбу деньги. Девятиклассники ничего не знают, но это не потому, что кто-то разрушил единый образовательный курс, а потому что им не хватает компетенций и коммуникабельности. Гуглят посредственно. Следовательно, предлагается не возраждать базовые, фундаментальные знания — физику, химию, биологию, ту же астрономию. Нет, прелагается насаждать навыки, которые авторы УКНГ называют промеж собой "списком Грефа". Вот они:
УКНГ:
• гражданская «грамотность»;
• навыки финансового поведения (финансовая «грамотность»);
• базовые навыки использования правовых норм (правовая «грамот- ность»);
• экологическая «грамотность»;
• научная, технологическая «грамотность»;
• «грамотность» в области здоровья.
Это и есть теперь грамотность. Причем вторым пунктом - обратите внимание — финансовая. А еще важно прививать учащимся рефлексию, умение искать корень проблемы в первую очередь в себе. Ну или в Гугле. Ведь кто в сравнении с Гуглом Аристотель, Платон или Спиноза? Действительно — математическая логика плоховато нынче развивает мышление, а русский язык и литература — недостаточно поощряют коммуникацию и креативность. Надо компенсировать это обязательным ЕГЭ по английскому. Без которого ни в Рязани, ни Хабаровске уже давно не прожить. А может, просто кто-то в очередной раз пытается присосаться к бюджету, прикрывая отсутствие содержания словесным туманом? В манифесте УКНГ, нашпигованном иностранными терминами и дефинициями, через предложение встречается слово "фокус" — в непривычном для русской речи значении акцент. Но кажется, фокусники запутались сами. Поскольку весь текст — сплошная констатация полного банкротства их собственного эксперимента.
УКНГ:
В рамках проекта УКНГ проведен опрос 4 500 учителей из 85 регионов РФ и 3 500 родителей из Москвы и Мо- сковской обл. Он показал:
• школьные учителя не включают задачу развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов;
• родители ждут от школы хороших знаний по основным предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.
Более 80% учителей считают, что роль школы — передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки — ответственность семьи и самого ребенка.
Впрочем, все это лишь придает уверенности тем, кто продолжает проталкивать в школу пресловутые мягкие потребительские навыки — софт скиллз — вместо устаревших якобы теорем, формул и грамматических правил. И чем хуже мягкие навыки приживаются, тем более жесткая рука нужна для их окончательного внедрения.
Под покровом отпускного сезона и шумовой завесой из будоражащих общество новостей группа реформаторов от отечественного образования выпустила что-то вроде очередного манифеста, ГРАФИКА в котором свежим языком, но с прежней настойчивостью формулируется стратегия развития школы — начальной, средней и высшей. Стратегия направлена в будущее, само собой, ведь любое заигрывание с советским прошлым недопустимо. Доклад озаглавлен коротко: “УКНГ. “Универсальные компетенции и новая грамотность”, а подготовлен Высшей Школой Экономики в сотрудничестве со Сбербанком.