Кто такие герои? Отличаются ли сегодняшние герои от героев прошлых дней? Нужны ли современной России настоящие герои? На эти и другие вопросы в студии «Точки зрения» отвечают философ Владимир ШЕВЧЕНКО, журналист Константин СЁМИН, генерал Александр ВЛАДИМИРОВ и писатель Александр КОЛПАКИДИ.
Мои высказывания по теме обсуждения:
Герои в обществе нужны до тех пор, пока оно собирается оставаться обществом и собирается жить. Герои необходимы людям. Из под нашего общества не без успеха старались выбить эту основу, старались уничтожить, пошатнуть, обрушить героев советского времени. Дегероизация – это азы психологической войны, это способ деморализовать противника, повергнуть его в бегство и смятение. Это с нами произошло. Мы помним, что в начале 90-х годов происходило с такими именами как Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло. Многие из этих имен, например пионеров-героев, вычеркнуты из массового сознания, никто их специально оттуда не удалял, но фактически их нет в массовом сознании. Дети о них не помнят, люди о них не знают. Это делалось для того, чтобы показать, что сопротивление бесполезно, ваше дело проиграно. Ведь героизм – это крайняя степень самоотречения во имя чего-то, во имя какого-то идеала и коллектива, к которому этот человек принадлежит. Он жертвует на алтарь общего дела самое ценное, что у человека есть – собственную жизнь. Так вот, если герои исчезли – это мощнейший сигнал для общества, что дело, за которое раньше жертвовались жизни, проиграно. Значит это дело бессмысленное, значит сопротивление бесполезно. Идти на казнь, идти на вражеский дот бесполезно, и пожертвовав своей жизнью, ты ничего не изменишь. Здесь имеется один принципиальный момент. Нам сегодня навязывают представление о героизме и долге как о некоей абстрактной нейтральной величине, как будто бы героизм существует безотносительно того, в каких временных и исторических координатах мы за ним наблюдаем.
Родина – это не просто географическое понятие, это не куст и не береза. Родина – это культурно-историческая общность, это некая система, описывающая, что есть добро и что есть зло. Это система, которую ты впитываешь с материнским молоком и которую ты готов защищать ценой своей жизни.
Поэтому есть Герои советской эпохи, а «герои» противостоявшие им с другой стороны, для нас – звери, изверги и убийцы. И нужно понимать, что мужество человека и способность его перешагнуть через страх смерти не является критерием героизма. Важно знать для чего это совершается, гуманистический посыл принципиально важен. Если в обществе этот гуманистический посыл отсутствует, если общество разобщено и в нем властвует идеология социал-дарвинизма, то герои в нем перестанут появляться.
.
Надстройку формирует базис. Если базис олигархический, заложенный в 90-х, остается незыблемым, то героизм к этому базису приклеивается очень плохо. С каждым новым Ельцин-центром, с каждым музеем какого-нибудь Сахарова или Солженицына, мы получаем подтверждение, что базис не меняется. Однако героизм необходим базису. Отечественная олигархия в какой-то момент вступив в противоречие с олигархией международной, пытается формулировать свою собственную национальную идеологию и притягивать туда куски советской истории и дореволюционной истории, создавая некий гибрид. Национальному капиталу понадобятся герои, кто-то должен будет пойти и отдать свою жизнь за этот капитал. Но одно с другим не стыкуется, поэтому пока не изменится базис, любые разговоры о героизме будут звучать абсурдно и лицемерно. Первостепенным является вопрос о цели. Мы все – патриоты, Родина для нас не пустой звук. Однако в истории уже были примеры, когда на пулеметы, под гусеницы гнали людей, которые не имели ничего общего с правящей «элитой» и мы знаем чем это закончилось для страны. Так зачем же воспроизводить те ржавые исторические грабли? Мы понимаем, что это не случайно, это похоже на физику: если ты приватизировал промышленность в стране, то рано или поздно эта ситуация возникнет. Но хотелось бы конечно избежать этой развилки. Есть надежда на то, что 99% нынешней элиты – это советские люди, воспитанные в советском государстве, ходившие в советские школы. Эти люди получили советское воспитание, они должны хоть что-то помнить...
.
Я абсолютно не отрицаю боевых качеств русского и советского солдата, способность умирать за други своя вообще свойственна нашему человеку, это часть нашего культурного сознания. Но у нас перед глазами есть пример русско-японской войны, первой мировой войны, Великой отечественной войны, которая велась не только во имя защиты своего отдельного куста, березы или товарища. Потому что погибали все, представители всех союзных республик. Сегодня часто звучат голоса: «почему не поднимается Одесса? Почему не поднимается Харьков? Почему не поднимаются другие города Украины против откровенно нацисткой власти?». Потому что у людей, которые тогда шли на смерть в партизанских отрядах, в том числе и в западной Белоруссии, было четкое осознание не только того, что за их спиной идея и эту идею разделяют миллионы ТАМ, но и в том, что ТАМ существует и работает Ставка верховного главнокомандования, работает государственный комитет обороны. А когда у тебя нет ощущения, что Ставка существует и что за твоей спиной она есть, что тебе сбросят с У2 хотя бы свежий номер Красной Звезды, рискуя своими крыльями... Когда у человека нет этого ощущения, тогда перед тем как отдать свою жизнь он спросит себя: «для чего и за что?». Поэтому без идеи, без идеологии, которая все ровно упирается в живот олигарха, никуда мы не денемся.
.
Народ истосковался по труду до крайней степени, сейчас труд как категория социальная и этическая мордуется и унижается так часто и так повсеместно, что людям хотелось бы видеть героев среди себя, потому что трудовой народ – это и есть та почва, которая дает стране героев. Не столичная интеллигенция и дети олигархов. Наша страна не обеднела ни Ньютонами, ни Суворовыми.
.
Оптимистичным сценарием может стать корректировка существующей сейчас ситуации сверху. Я не просто так говорил о советском прошлом и советском воспитании части нынешней «элиты», у которой есть в руках рычаги воздействия на ситуацию. Существует надежда на то, что когда-то в этих головах зазвонит колокол и они осознают, что их собственное выживание и выживание их детей связано с тем, что они делают сегодня и нужно менять экономический уклад. Необходимо обобществление средств производства, которое изменит сразу и социальную, и политическую и экономическую ситуацию в стране.