Мы очень долго смотрели НТВ и РЕН-ТВ, мы очень долго разрушали систему образования, мы очень настырно доламывали академию наук, переделывали Планетарии в храмы, заводы - в боулинг-центры, закрывали лаборатории и НИИ. Теперь нам кажется, что вирус — это предательская, паникерская истерика, придуманная либералами, масонами и рептилоидами, на которую, как на обычный грипп, не следует обращать внимания. Пара крестных ходов и все пройдет.
Видите, как быстро насущная проблема — проблема распространения эпидемии - упирается в основной вопрос философии. Тот, для кого духовный мир правит физическим, в философской традиции называется идеалистом. Идеалист игнорирует факты, науку, с пренебрежением относится к материальному миру. Вносит бога в конституцию и гимн, проводит дезинфекцию святой водой. В 1917м и в 1941м году наша страна отразила два подряд вторжения идеалистов. В первом случае они писали на знаменах “за веру и царя”, во втором — на пряжках: “С нами бог”. Однако народ принял сторону материалистов, материалисты разбили идеалистов. Так в нашей стране появились наука, образование, промышленность, космос, но — что особенно важно — массовое и бесплатное здравоохранение. В 1991м году материалисты отступили, начался реванш. И вот теперь у всех есть отличная возможность увидеть, как духовный мир справляется с эпидемией, но главное — с вызванным ей экономическим кризисом.
Для тех, кто еще не понял. Коронавирус опасен не процентом заболевших и не серьезностью осложнений. Коронавирус вообще — болезнь не личная, а общественная, системная. Главый риск здесь — динамика, количество заболевших, переполненность больниц. Риск опрокидывания всей медицины, которая, столкнувшись с массовым наплывом пациентов, входит в ступор. Приходится забыть обо всех остальных больных. Не хватает рук, не хватает средств. Некому лечить, некому даже хоронить. Непонятно, кого спасать, а кого нет. Именно это иллюстрируют нам примеры Италии, Ирана, а теперь Франции, Испании, США.
В Бергамо правительство было вынуждено бросить на борьбу с вирусом армию. Кадры с военными грузовиками облетели интернет. Но это становится стандартным решением. Вызов, с которым столкнулись правительства, без шуток и преувеличения напоминает войну.
ДОКТОР СТЕФАНО ФАГИОЛИ:
У меня есть два сообщения. Первое - для обычного населения: пожалуйста, оставайтесь дома. Второе — для тех, кто хочет помочь нам. Мы отчаянно нуждаемся в медсестрах и врачах, а также в аппаратах искусственной вентиляции легких и защитном снаряжении.
ДОКТОР РОМАНО ПАЛУЧЧИ:
Мы работаем на пределе возможностей, у нас маленькая больница, мы принимаем очень много людей. Нам приходится наблюдать, как пациенты умирают, не видя близких, прощаясь с ними по телефону с прерывающейся связью.
Испанская газета Эль Дарио цитирует еще одного врача: мы в отчаянном положении. В среду в палате интенсивной терапии у нас было 200 человек, которых мы не могли лечить. Люди рыдают. Французская Ле Монд приводит слова доктора из Парижа: “Мы получили наконец необходимые медресурсы, но их, скорее всего, не хватит. Карантин надо было вводить три недели назад, освобождать больницы, готовить персонал. Я боюсь, что без настоящего карантина, мы увидим еще больше смертей”. Вы, конечно, уже видели кривые распространения болезни. Эти кривые - кардиограмма общества. Если скачок эпидемии предотвратить не удастся - возможен сердечный приступ, коллапс государства и взрыв социального недовольства. Болезнь съедает колоссальные экономические ресурсы, которые правящий класс рассчитывал истратить на себя. Отсюда возникают экстравагантные решения. Например... пусть переболеют все.
ПАТРИК УОЛЛЕНС, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОВЕТНИК ВЕЛИКОБРИТАНИИ:
Невозможно защитить от заражения каждого, но к этому и не нужно стремиться, если вы хотите, чтобы в обществе выработался иммунитет для защиты в будущем.
На всякий случай — только в эпицентре итальянской эпидемии находятся сейчас примерно 70 тысяч украинских гастарбайтеров. Еще раз — главная причина смертности при массовом распространении — неспособность оказать помощь и получить помощь. И судорожные меры, предпринимаемые всеми правительствами за редким исключением, говорят о том, что идиотов остается все меньше. Подлинный масштаб катастрофы начинает открываться даже самым набожным руководителям. Наряду с Италией эпицентром эпидемии становятся США, где штат за штатом объявляют чрезвычайную ситуацию и просят правительство о помощи. Власти Флориды — штат пенсионеров — умоляют Вашингтон прислать 500 000 защитных костюмов, перчаток и тест-наборов, а также 2 миллиона масок и 5 тысяч аппаратов искусственной вентиляции легких. Это больше, чем есть в госрезерве. Ответ Трампа?
ДОНАЛЬД ТРАМП:
Мы не служба доставки. Маски, аппараты вентиляции, все оборудование - попробуйте достать это сами. В этом смысл торговли — вы можете достать лучшее, по лучшим ценам.
Главное, о чем беспокоится буржуазия — как в свете приближающихся событий не потерять власть. Не проиграть выборы. Не сорвать транзит. Тут очень полезно кого-нибудь обвинить. Трамп вот упрямо называет вирус китайским, подчеркивая, что Америку заразили враги. Даже на пресс-конференции, где журналисты разглядели в тексте заявления форумлировку “коронавирус”, Трамп упрямо повторял: китайский вирус.
ТРАМП:
— Вас критикуют за то, что вы называете вирус китайским. Вы продолжите так говорить?
— Китай распространял ложную информацию о том, что наши военные подбросили ему вирус. Это ложь. Чтобы не спорить, я просто решил называть его по месту его происхождения. Вирус пришел из Китая. Я думаю, это очень правильное определение.
При этом на каждом углу делаются заявления о том, что эпидемия стала неожиданностью. Не для всех. Спецслужбы предупреждали. Так глава сенатского комитета по разведке Ричард Бёрр еще в феврале сообщил друзьям-олигархам:
ВАШИНГТОН ПОСТ:
Могу вам сказать, эта штука гораздо более заразная и распространяется агрессивнее, чем все, что мы видели в новейшей истории. Больше напоминает эпидемию 1918 года.
Сенатор сделал правильные выводы. Тогда же, в феврале, он продал половину своего портфеля акций, разбив их на 29 маленьких порций. Тем временем американский центр предотвращения и контроля над заболеваниями разослал врачам рекомендации. Среди них есть такие:
Используйте повязки для защиты лица - полностью, от подбородка или горла. В крайнем случае используйте самодельные маски. Там, где это невозможно, применяйте банданы или шарфы.
Банданы или шарфы. И это богатейшая страна мира. Страна, по заветам которой мы уже который год перестраиваем собственное здравоохранение. А ведь есть еще такой тонкий вопрос, как количество бездомных на улицах. При любой эпидемии это — ходячие бомбы. А есть такая штука, как пенитенциарная система. В итальянские тюрьмы уже пришлось вводить армию для подавления бунтов. Но давайте послушаем Росса МакДональда, главврача одного из нью-йоркских изоляторов.
РОСС МАКДОНАЛЬД:
Приближается шторм. Судьи и прокуроры Нью-Йорка, мы, врачи, следящие за теми, кого вы приговорили, заметили, как быстро вы закрыли перед эпидемией двери судов. Но как быть с десятками пожилых заключенных, содержащихся в одном помещении, пользующихся одной уборной? Представьте себе зараженный круизный лайнер, на борт которого каждый день прибывают пассажиры.
Можно сколько угодно повторять мантру про паникеров. Да, паника опасна, и мы об этом говорим постоянно. Но еще опаснее настрная и самоуверенная беспечность. Лондонский Имперский Колледж опубликовал свой прогноз. Согласно ему в лучшем случае (если помощь получат все пациенты) в Англии погибнут 250 тысяч человек, а в США - больше миллиона.
ДОКТОР АШИШ ДЖА, ДИРЕКТОР ГАРВАРДСКОГО ИНСТИТУТА ГЛОБАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ:
Наши больницы и реанимации не готовы. Есть два выбора. Первый - общенациональный карантин. Второй - ждать еще неделю и, когда события примут по-настоящему жуткий оборот, сделать то же самое. Просто тогда умрет намного больше людей. Америка будет напоминать ИТалию.
ВРАЧ-ПЕДИАТР КОРНЕЛИЯ ГРИГГС:
Небеса готовы обрушиться. Я не боюсь произнести это. Мы переживаем глобальный кризис системы здравоохранения, который разворачивается с невиданной для живущих поколений скоростью. Трещины в нашей медицинской и финансовой системы превращаются в пропасть. Чем бы это ни закончилось, наша жизнь изменится навсегда.
КУОМО, ГУБЕРНАТОР НЬЮ-ЙОРКА:
Аппараты искусственной вентиляции сегодня значат столько же, сколько ракеты во время второй мировой. Нам нужны вентиляторы, вентиляторы, вентиляторы.
А это уже вопрос экономический, согласитесь. Кстати, мы говорили о нем неоднократно в предыдущих выпусках “Агитпропа”. Но ведь каждый раз, когда мы предупреждали, что капитализм убивает, черная сотня охранительских пересмешников пыталась заглушить нас. Теперь эту простую истину тысячекратно усилит кризис.
Как же реагирует на вирус экономика, основанная на грабеже, эксплуатации и неравенстве? Трамп пообещал олигархам помощь на 600 миллиардов долларов. Населению — 250. Обсуждается единовременная выплата по 1000 долларов на взрослого и 500 на ребенка. ФРС собирается спасать биржи новым количественным смягчением на полтора триллиона, но уже сейчас понятно — вирус дал старт всемирному экономическому кризису, последствия которого окажутся тяжелее, чем последствия эпидемии.
Международная организация труда предупредила — в ближайшие месяцы безработными станут 25 миллионов человек. По данным все той же организации, уже сейчас ущерб, нанесенный вирусом — минус 30 000 рабочих месяцев. Потери составят от 800 миллиардов до 3.5 триллионов долларов.
МОТ:
Незащищенные работники, включая самозанятых, рабочих по срочным или онлайн договорам, будут поражены вирусом сильнее других категорий, поскольку они не могут рассчитывать на компенсации или оплачиваемый отпуск.
Самозанятость, малый бизнес, все эти привычные мантры либерал-реформаторов — не помогают в условиях, когда останавливаются транспорт и торговля. Первыми под удар попадут те, кто ничего не производит — сервисные работники. Культура, кино, развлечения, блоггинг и бадишейпинг. Казалось бы, можно только порадоваться тому, что эта неимоверно раздувшаяся (в том числе от осознания собственной важности) прослойка слегка усохнет. Но ведь дело не ограничится креативщиками и хипстерами. 2,5 миллиона обращений на биржу труда в США только за неделю — рост на треть. Минтруда, опасаясь, что новая статистика похоронит биржи, попросил свои отделения не публиковать конкретные цифры по обращениям. Увольнения, безработица — вот настоящий вирус, который нависает над всеми. Ведь в мире капитализма нет никакой другой формулы, кроме: умри ты сегодня, а я завтра.
БЛУМБЕРГ:
Скандинавские авиалинии уволят 10 000 сотрудников, до 90 процентов своей рабочей силы — в качестве меры, направленной на борьбу с последствиями эпидемии и вызванного ей сокращения международных воздушных перевозок.
MEDIA.UK:
В результате остановки авиасообщения компания Норвежские авиалинии уволит 7300 сотрудников, что составляет 90 процентов штата. В том числе пилотов, экипажи и бортпроводников, обслуживающий и управленческий персонал. “Нам очень тяжело, но, к сожалению, другого выбора нет”, сообщили в компании.
FREEMALAYSIA:
Производитель грузовиков AB Volvo объявил в пятницу, что со следующей недели отправляет 20 000 сотрудников в отпуска без содержания, в связи с закрытием всех заводов в стране.
ФОРБС:
ЭйрКэнада уолит 5100 человек. Цирк Дю Солей - 4679 или 95 процентов. Метрополитэн Опера (главная концертная площадка США) рассчитала в четверг всех работников профсоюза, включая хор и музыкантов. Международный Альянс работников театра рапортует о потере 12000 рабочих мест в сфере развлечений и кино. Сеть Мариотт отправляет в отпуска тысячи работников отелей. Гостиничная сеть Денни Мейер увольняет 3000, 80 процентов штата. Дисконс Карфоун, второй в Англии ритейлер, уволил во вторник 2900 сотрудников. Порт Лос-Анджелеса уволил 145 водителей после того, как перестали приходит суда из Китая.
ГАРДИАН:
По данным Мудис аналитикс в США под угрозой оказались примерно 80 миллионов рабочих мест, почти половина всей рабочей силы. Влияние кризиса ощущают на себе ритейл, пищевая промышленность, гостиничный бизнес и развлечения. Многие компании закрываются полностью.
И тут возникает привычное противоречие, на которое указывал тот самый бородатый мужик из 19-го века — противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения. По всей Америке закрываются компании с числом сотрудников менее 500. Потому что ну как закрыть Амазон, или Форд, или Дженерал Моторс, или Боинг? С другой стороны, если не закрыть — значит, надо обеспечить условия, защитить от инфекции. Да только это невозможно. В итоге по стране начинается волна не санкционированных карманными профсоюзами забастовок. Рабочие просто кладут инструменты на конвейер.
Ну и как же это все повлияет на состояние мировой экономики, мировых бирж, мировых рынков, которые — после катастрофического обвала этой недели — пора тоже подключать к искусственной вентиляции?
FT:
Валютные трейдеры в Азии увидели перед собой призрак кризиса 2008 года, после того, как резкая утечка средств с корпоративных балансов, выход в кэш глобальных инвесторов, сбои в глобальной торговле и скрытые потери лишившихся равновесия хедж-фондов вызвали лихорадочную скупку долларов.
В условиях долларовой засухи, как и в 2008м, ФРС пытается бросить спасательный круг союзникам: Канаде, Англии, Японии, Швейцарии, для которых приоткрыты специальные свэп-линии обмена. Всем остальным придется несладко. Парадоксально, но даже задыхаясь от эпидемии, США пытаются использовать вирус как оружие против других стран.
CTGN:
США сохраняют санкции в отношении Сирии, Ирана и Венесуэлы и угрожают введением новых против всех, кто попробует нарушить запретный режим. Три страны обратились с просьбой ослабить ограничения в связи с эпидемией коронавируса. Неудивительно, что США, известные своим влиянием на МВФ, добились отклонения заявки Венесуэлы на чрезвычайную помощь. Все вместе это является ничем иным, как превращением вируса в оружие для смены режима. Америка не скрывает, что надеется свергнуть демократически избранные правительства в трех этих государствах.
Ну хватит про заграницу. Что там Россия? Насколько она способна выдержать одновременный удар всех этих стихий?
Годы буржуазной пропаганды, насаждения клерикализма и мракобесия, разрушительных образовательных реформ, наплевательского отношения к науке сделали свое дело: появились миллионы абсолютно некомпетентных, но самоуверенных людей, не желающих слышать голос разума. Для них “Это всего лишь ОРВИ”, “Через год забудем”. Не забудете.
РИА-НОВОСТИ:
Распространение нового типа коронавируса может нести угрозу закрытия примерно для 3 миллионов предпринимателей, а 8,6 миллиона людей рискуют остаться без работы, заявили РИА Новости в Торгово-промышленной палате России.
КОММЕРСАНТ:
Московские ритейлеры продолжают терять покупателей. Сохранение негативной динамики вынудит крупных ритейлеров уволить до четверти персонала. Еще острее эта проблема стоит перед рестораторами. Заведения общепита уже вынуждены увольнять сотрудников, а оставшихся отправлять в неоплачиваемые отпуска или переводить на работу курьерами.
ВЕДОМОСТИ:
Шахта «Распадская» (85,6% принадлежит Evraz Романа Абрамовича и партнеров) готовится к возможной приостановке продаж угля на срок от шести месяцев до года. Совет директоров компании обратил внимание на «значительные непредвиденные обстоятельства начала 2020 г.», такие как распространение COVID-19 и падение цен на нефть
СОЛИДАРНОСТЬ:
На шахте «Алексиевская» с 20 по 24 марта будет уволена первая партия работников: рабочих мест лишится примерно 350 человек – это половина всех работников шахты. О сроках дальнейших увольнений пока не сообщается. На шахте «Заречная» и шахтоучастке «Октябрьский» работники также предупреждены о грядущих увольнениях.
И это только начало. Сообщения о сокращениях или урезаниях зарплаты поступают со всех сторон — от аэропортов и авиакомпаний до автомобильных концернов и банков. Таким образом, надежда на то, что вирус испугается купола из колокольного звона, пока не оправдывается. Кризис и вирус оказались настоящими глобалистами. Они наднациональны. Им плевать на кровь, почву и веру, на балайку, молитву, патриотизм и традиции. Они вдруг вновь продемонстировали, что люди разделяются ровно на 2 категории — хозяева производства и наемные работники. И никакой солидарности между ними не получается. Лучше других это чувствуют Дерипаска и Кудрин. Уж их-то предчувствия вас не должны обманывать.
ГАРДИАН:
Коронавирус не знает социальных, расовых или профессиональных границ, но даже в разгар эпидемии, как заметил Скотт Фицжеральд, очень богатые “очень отличаются от тебя и меня”. Пока большинство из нас паникует по поводу отсутствия туалетной бумаги или необходимости работать из дому, есть люди, занятые другими приготовлениями.
Одни отправляют семьи на острова бизнес-джетами, другие прячут их в загородных поместьях. Популярным направлением, сообщает Гардиан, стала Новая Зеландия. У богатых всегда есть маски и места в палатах, есть собственные врачи. Богатые никогда себя не уволят. Но беда в том, резюмирует газета, что куда бы ни приехали миллиардеры, они везде берут с собой...миллиардеров. А от себя не убежишь. И однажды сегодняшний кризис заставит встретиться обитателей верних и нижних этажей нашей социальной пирамиды. От того, кто будет лучше организован и зависит исход этой пьесы. У нее не будет безучастных зрителей. Вы тоже — нравится вам или нет — уже на давно на сцене.