Правда всегда одна

Образование и национальная безопасность

Программа о проблемах образования на «Красной линии». 

Мои ответы на вопросы:

11:23 Ведущий: Константин Викторович, я знаю, что вы занимаетесь проблемами образования, даже готовите документальный фильм «Последний звонок». Наверняка вам приходится общаться с учителями и чиновниками от педагогики, изучать эту систему. Насколько система образования сегодня способна обеспечить страну доступным качественным средним образованием, доступным высшим образованием? Насколько эта система нуждается в изменениях?

К.С.: Мне кажется, что эта система не статична, она изменяется сама по себе, хотим ли мы этого или нет. Она деградирует, и чем дальше, тем стремительнее. Можно пытаться как-то зашпаклевать эти трагические для нас обстоятельства, но на самом деле, ситуация близка к катастрофе и это катастрофа закономерная. Невозможно сохранить социальное государство, в котором образование будет доступным и бесплатным, если все остальное в этом государстве переведено на рыночные рельсы. Если наша экономика деградировала и она не нуждается в таком количестве физиков и лириков, то бесполезно производить их в большом количестве, в режиме конвеера, потому что им некуда будет пойти. Вот что самое страшное. Если в государстве, где все выставляется на аукцион, где все приватизируется, создана такая среда, то рано или поздно приватизироваться будет и образование. Образование станет сектором, где все будет выставлено на продажу, где все будет продаваться и покупаться.

13:33 Ведущий: Возможны какие-то реформы в этой области?

К.С.: Мы задаем себе вопрос: можно ли в этом случае что-то поправить? Я думаю, что мы должны говорить людям правду. Ситуация в образовании является проекцией общей социально-экономической ситуации в стране. Она является следствием избранного нами 25 лет назад общественно-экономического уклада и без изменений в этом укладе надеяться на то, что придет какой-нибудь хороший человек, новый хороший министр образования, который закроет собой брешь, не приходится. Ситуация ухудшается гораздо быстрее, чем что-то чинится. Бреши лотаются медленнее, чем разваливается сам корпус судна. Мы должны это понимать.

14:57 Ведущий: Константин Викторович, как вам кажется, эта система реформируема или придется все ломать и выстраивать заново?

К.С.: Без действующей экономики, без экономики, которая должна быть переведена на другие рельсы, в которой должны появиться элементы планирования, и заменить собой ежедневный хаос, происходящий сейчас, ничего не изменится. Мы не знаем, сколько стране нужно угля, мы не знаем сколько стране нужно стали, высокотехнологичной продукции, станков, космических кораблей и самолетов. Вот это должно измениться в первую очередь и тогда эти изменения отразятся на системе образования. Образование не может быть здоровее, чем экономика. В антисоветской экономике не может быть советского образования. Даже если бы мы хотели это образование воссоздать.

29:17 Ведущий: Поговорим про министра образования. Ольга Васильева в последнее время говорит очень правильные вещи. Она утверждает, что необходимо вернуться к советскому опыту образования, по крайней мере, отчасти. Вот, что она пишет в Независимой газете: «Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? Было два периода в истории XXI века, когда мы усиленно учились: это военные и послевоенные годы». Константин Викторович, то есть она фактически говорит о том, что в сталинское время, которое, мягко говоря, не очень любят наши либералы, система образования была самой наилучшей и именно в это время были подготовлены все наиболее выдающиеся прорывы Советского Союза.

К.С.: К этому времени стоило добавить довоенное время, потому что без советской школы, без советского университета, без советского профессионально-технического образования, войну выиграть было бы невозможно. Очень важно, что образование стало массовым. Оно начало становиться массовым сразу после победы большевиков в 1917 году. Это было одно из первых решений новой власти, буквально через два дня после того, как был взят Зимний дворец. Это ленинско-сталинская школа и от традиций, заложенных тогда, Советский Союз по большому счету не отказывался. Наверное, Васильева имеет ввиду то, что мы с вами сейчас обсуждаем. Была советская школа, которая воспитывала в человеке человека. Когда мы встали на другие, античеловеческие, рыночные рельсы, когда стало нормой, что человек человеку волк, когда в нашу обычную жизнь пришли неравенство и сегрегация, когда люди перестали быть равными с точки зрения человеческого достоинства, это неравенство и сегрегация неминуемо захлестнули школы. Школа это проекция социальных и экономических отношений. Я повторю эту печальную мысль, локальные изменения ни к чему не приведут. Мы должны быть реалистами. И еще один важный момент, в ходе работы над фильмом мы пришли к выводу, что даже те здравые мысли, которые вопреки сложившемуся консенсусу озвучивает министр образования, воспринимаются в штыки той реформаторской гвардией, которая находится у руля. И мы очень часто слышим мнения, о том что мы переживем и этого министра, придет новый человек и все закрутится по-прежнему, потому что эти люди тоже понимают, что наше образование последние 25 лет разрушалось синхронно с тем, как разрушалась наша экономика и политическая система.

Буквально на прошлой неделе я увидел объявление о продаже Большой советской энциклопедии первого издания. Мне повезло и я сумел вывезти почти 60 томов. Сегодня утром я открыл раздел «Педагогика» и поразился: этому разделу было посвящено более 40 страниц. И это в стране, которая к тому моменту прожила еще не так много времени. Я выписал некоторые цитаты, которые мне понравились и имеют прямое отношение к тому, о чем мы сегодня рассуждаем. Энгельс в книге «Положение рабочего класса в Англии» говорит: «Если буржуазия дает рабочему классу жить лишь постольку, поскольку ей, буржуазии, это необходимо, то не должно удивляться, что она и образование дает рабочим лишь постольку, поскольку это в ее, буржуазии, интересах». Это как раз то, о чем мы сегодня говорим. Мы получились неравенство, мы получили сегрегацию, а местами и феодальное общество, в котором другого образования быть не может.

41:06 Ведущий: Константин Викторович, в свете угроз и туч, которые сгустились вокруг нашей страны, вы говорите, что качество образования - это наверное даже более важно, чем уровень внешней угрозы. Правильно я вас цитирую?

К.С.: Я говорю о том, что состояние образования сегодня – это прямая угроза национальной безопасности. Я говорю о том, что неравенство, которое генерируется с самых первых лет жизни, на самых первых этажах социальной лестницы, оно провоцирует распад и деградацию внутри. В условиях внешних угроз невозможно сохранить единое государственное пространство, если образовательное пространство разваливается. Если люди, говорят на разных русских языках, если люди изучают разную историю, если они даже математику изучают по-разному. Если в одной школе есть дети, представляющие разные социальные касты. Есть люди, которые приезжают в школу на дорогих роскошных автомобилях и есть люди, которые с первых дней своей жизни понимают, что они никогда не пересекут вот эту или другую социальную планку. Это неравенство цементируется в уставных документах нашей образовательной реформы, оно вписано туда, это не всегда видно, но это так. Почему? Потому что это инструмент в руках господствующего класса, буржуазного класса, который одержал эпохальную победу в 1991 году. И позвольте мне еще раз процитировать Большую советскую энциклопедию, Маркс говорил: «У буржуазного класса нет средств дать народу настоящее образование. Если бы у него и имелись эти средства, то он никогда бы не стал и применять». Поэтому наше упование на то, что бы можно было выпросить у этого класса бесполезны. Им не нужно распространять образование вниз и делиться образованием со всеми.

43:31 Ведущий: Что нужно делать, чтобы вернуть России качественное образование?

К.С.: Для того, чтобы вернуть советское образование в нашей стране необходимо реставрировать советские принципы организации общества и экономики.

Югославия с доставкой // АгитПроп 20.02.2022 Ситуация вокруг Донбасса развивается стремительно. Всего за сутки прогноз сменился с “война отменяется” на “война неизбежна”.
Цель - социалистическая революция. Николау Лефтерис о Коммунистической Партии Греции
Эра Дуралея // АгитПроп 06.02.2022 Как известно, на следующем после трагедии витке история повторяется в виде фарса. По многим признакам, человечество уже вступило в эру Дуралея, поэтому всерь...