В трех муниципальных районах — Знаменском, Тарском и Тевризском - настоящая катастрофа. Замерзают 28 домов. 400 квартир. Самое жуткое - то, что это никакое не чрезвычайное происшествие. Люди замерзают уже полмесяца. Но главное - всем было заранее известно, что они будут замерзать.
Вкратце ситуация такая. Есть Тевризский район с центром в поселке городского типа Тевриз. Его судьба, в общем, стандартная для нашей глубинки. При советской власти здесь было производство - 9 промышленных предприятий, два строительных, крупные колхозы. Был даже собственный аэропорт регионального значения. С приходом рыночных отношений почти все, понятное дело, уничтожено. В 2000х взлетную полосу начали разбирать на куски.
Проклятием для жителей района, как ни парадоксально, стал...газ. Его нашли еще в 70х, однако советские геологи не дали однозначных заключений о размерах месторождения. НЗато в новые, демократические времена сделать Тевриз своей газовой Меккой, своим Катаром или Саудовской Аравией, возмечтал перековавшийся коммунист, губернатор Полежаев. Видимо, ему хотелось поиграть в Туркменбаши или Назарбаева. В общем, газ начали активно добывать, рассказывать людям сказки об энергетической независимости и больших доходах, а заодно - переводить на газовое отопление близлежащие поселки. Вроде 27тысячного поселка Тара или поселка Знаменское.
Когда выяснилось, что газовая кладовая почти пуста — было уже поздно. Полежаева в губернаторах уже не было. Потом в одну из скажин начала просачиваться вода. Газ стал очень плохим, потом его начали просто отключать - чтобы никто не взлетел на воздух. И вот, который уже год, жители Тевриза, Тары и Знаменского пытаются пережить зиму хотя бы как-нибудь. В этом году им прямо посоветовали - переходить на дрова. Заметьте, это не Украина, где мы снимали когда-то, как люди с газа переходят на хворост. Это Сибирь. Есть относительно недалеко и нормальная газпромовская труба. Но протянуть ее - дорого, миллиардные расходы. А кто заплатит? Дураков пока нет.
Губернатор Бурков посылает комиссии. Комиссии советуют людям ставить электрокотлы. В месяц - чтобы температура в квартирах поднялась хотя бы до 20 градусов, приходится сжигать по 100 киловатт. Это (помимо затрат на установку) расходы на отопление - тысяч десять в месяц. Громадные деньги для Сибири. Бурков, кстати, в СССР мог бы стать теплоэнергетиком, но стал кооператором и популистом. Его псевдосоциалистическое движение “Май” дурило голову пенсионерам в Свердловской области - хорошо помню то время. Да бог с ним с Бурковым.
Сама ситуация в трех населенных пунктах показывает полную недееспособность как муниципальной и региональной власти (у них попросту нет ресурсов для решения проблемы), так и властей федеральных. Но главное - показывает недееспособсность всей политической и экономической модели - капиталистической модели. Ведь по капиталистическим законам три дотационных поселка должны замерзнуть. Нет дураков спасать этих людей. Никому они не нужны.
Ну а губернаторское телевидение, само собой, перекладывает ответственность на самих людей. Плохо утеплили окна. Не приобрели заблаговременно обогреватель. Не нарубили дров. Кстати, отлично чувствует себя экс-губернатор Полежаев. Излечившись от коронавируса, он вернулся к любимой идее — восстановить в Омске разрушенный безбожной большевисткой властью собор Илии пророка. Народ, как обычно, против, потому что ради восстановления собора придется, как обычно, отказаться от сквера.
Но что-то мне подсказывает, что храм все-таки появится, деньги найдутся (в Омске хватает состоятельных людей), а вот тепло в квартирах жителей Тевриза, Тары и Знаменского — вряд ли.